На сегодняшних картах ISW видно, что россияне наступают в двух местах: на западе от Великой Новоселки (в районе Вольного Поля) и, развивая вчерашнее наступление, к северу от Днепроэнергии. Оба продвижения составили не больше 1 - 2 км в глубину. И поэтому большой тревоги не вызывают.
Но большинство экспертов обращает внимание на то, что уже несколько дней, как россиянам удалось перерезать ключевую дорогу Покровск - Константиновка, к которой они долго стремились. Этот успех россиян сильно усложняет логистику ВСУ в районе Константиновки и вокруг нее, включая украинскую группировку к северу от Торецка. И вот это обстоятельство - действительно серьезная опасность для всей системы украинской обороны, включая Славянск и Краматорск.
Но есть и хорошие новости: ВСУ удачно контратаковали севернее Торецка и вытеснили россиян примерно на 2 км на восток от Белой Горы. Насколько это серьезный успех - не мне судить. Но на карте смотрится хорошо…
В ночь на сегодня россияне атаковали Украину баллистической ракетой Искандер-М, а также 128-ю ударными БПЛА и беспилотниками-имитаторами. Украинскими силами ПВО 74 БПЛА были уничтожены, а 38 - нейтрализованы средствами РЭБ. В результате этой атаки пострадали объекты в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской и Николаевской областях.
В свою очередь ВСУ три дня практически непрерывно атаковали цели на российской территории. Массированный налет украинских дронов продолжался с восьми часов вечера вторника, 20 мая, до восьми утра четверга (сегодня), 22 мая (как сообщили в МО РФ).
Всего российские ПВО сбили 485 украинских БПЛА. Сколько их всего было запущено - неизвестно. Россияне этого никогда не сообщают. Оно и понятно: с помощью операции вычитания даже школьник начальных классов легко узнает сколько же украинских беспилотников попали в цель. А это может породить нехорошие мысли, а нехорошие мысли сейчас Кремлю не нужны: ведь “мы неуклонно побеждаем”, а тут - мысли…
Когда побеждаешь, мысли - это лишнее… Правильно, Владимир Владимирович? Или Александрович? Даже и не знаю как правильнее… И у того и у другого при победах резко пропадает желание думать на шаг вперед и вести переговоры и мире. В этом смысле они два сапога - пара…
Ведь чтобы ответить на вопрос почему Путин не хочет сейчас вести переговоры о мире, нужно сначала ответить на вопрос почему этого не хотел делать Зеленский весной - осенью 2022 года. Я думаю, что ответы будут совпадать до деталей…
По-человечески, я Зеленского понимаю. Он тогда хотел полного разгрома врага и триумфа… Ему (и не только ему) казалось, что еще чуть-чуть - “и золотой ключик будет в наших руках”… Но главу государства нельзя оценивать с точки зрения эмоций или даже с точки зрения правоты. Его нужно оценивать только с точки зрения стоящих перед ним задач, реалистичности его планов, концентрации ресурсов под эти задачи и т.д. Никакой лирики. Никаких соплей. И никаких эмоций. Только по делу. Особенно во время войны. Особенно когда ты объективно слабее противника… Впрочем, что теперь о больном… Что было, то было… Ладно. Проехали…
Сегодня, по результатам работы саммита на уровне министров финансов и руководителей центральных банков стран G7, приглашенный на эту встречу министр финансов Украины Сергей Марченко опубликовал довольно содержательный пост, в котором, помимо прочего, написал:
“Ключевая тема, поднятая вместе с партнерами, - способы обеспечения финансовых потребностей Украины на 2026 год. В настоящее время ведем диалог о возможности интеграции украинского военного потенциала в систему обороны Европы.
Уверен, что такое решение имеет ряд стратегических преимуществ для Украины, включая сохранение финансовой стабильности в 2026 году и далее, а для ЕС - защиту от потенциальной российской агрессии. Ведь украинская армия имеет для этого весь необходимый опыт.
Что мы предлагаем: участие партнеров в финансировании ВСУ, а соответственно интеграцию украинской армии в систему обороны Европы. Расходы на обеспечение украинских вооруженных сил для европейской безопасности составят небольшую часть ВВП ЕС. Она может быть распределена между странами, желающими присоединиться к инициативе и включена в расчет расходов на оборону в соответствии с обязательствами этих стран перед НАТО.
Учитывая военные риски, Европа уже ищет способы укрепления обороны, в том числе увеличение численности военнослужащих. Но наращивание такого потенциала потребуются годы и значительные ресурсы. Интеграция украинских вооруженных сил – эффективное решение, имеющее экономические преимущества для стран-партнеров.”
Мысль (которая, кстати, из уста украинских официальных лиц звучала уже не раз), выглядит, на первый взгляд, предельно здраво. Действительно, зачем европейским странам тратить деньги на наращивание собственных оборонных мускулов, когда уже есть обстрелянная и имеющая боевой опыт действующая армия, готовая выполнять ту же функцию: оборонять восточный фланг НАТО. Задача же Европы заключается лишь в том, чтобы часть средств, предназначенных для своих армий направить на финансирование украинской. Тут г-ну Марченко видится и синергия, и экономия, и геополитический расчет.
Но дьявол кроется в деталях. Вот, например, когда он говорит об интеграции ВСУ в систему обороны Европы - он как себе представляет эту интеграцию? Только лишь как переход на стандарты НАТО? Или как передачу управления и командования ВСУ на уровень Европы? То есть Зеленский перестает быть Верховных Главнокомандущим? А сам-то Зеленский с этим согласен? Боюсь, что он будет категорически против…
Кстати. А как быть с тем, что ни одна страна Европы не передает командование своей армией в “систему обороны Европы” хотя бы потому, что такой системы (за пределами НАТО) попросту не существует. Тогда во что собирается интегрировать ВСУ г-н Марченко? В НАТО? Но тут ясно высказались США и Германия: они против. Тогда вообще о чем разговор?
Ведь если Украина остается за пределами НАТО, то как же затраты на финансирование ее армии можно будет засчитать “в расчет расходов на оборону в соответствии с обязательствами этих стран перед НАТО”?
Допустим Германия, Франция, Италия и т.д. согласятся на это. Но согласны ли будут на это девять стран НАТО не входящие в Евросоюз? А это, в том числе, США, Турция и Канада… То есть страны, для которых защита восточного фланга НАТО не является вопросом жизни и смерти…
Или, например, Черногория, Северная Македония и Босния с Герцеговиной. Ну пойдите, напугайте их российской оккупацией. Вяло… Они, наверняка, все эти риски видят иначе. Не так как мы с вами…
Почему эти страны будут согласны с тем, что немалая часть денег, которые должны были бы пойти на укрепление НАТО, будут потрачены на армию страны, которая в НАТО не входит? И при этом такие расходы будут считаться выполнением обязательств перед НАТО!
Да даже и внутри Евросоюза наверняка найдутся те, кто будет против такого решения: Венгрия и Словакия - первыми приходят в голову. И еще, кстати, неясно, чем закончатся президентские выборы в Польше. Может быть и она вскоре присоединится к сладкой парочке “Орбан - Фицо”.
А с учетом вышесказанного, финансировать армию которой ты не командуешь - так себе идея. Европа на своем веку пережила немало интересных историй с наемными армиями и их вождями. И их “верностью” нанявшим их королям и герцогам… Все эти кондотьеры, ландскнехты и швейцарцы… Только задержишь им содержание - и пиши пропало: завтра на копья подымут. Такая история работает по принципу: “вход - рубль, а выход - десять”.
Я уже писал, что эта украинская “идея” до боли напоминает разводку коммерсов братками в 90-е годы: ты нам платишь бабки, а мы тебя охраняем. Со всеми вытекающими отсюда проблемами, утюгами, паяльниками и отрезанными пальцами… Недаром выжили только те коммерсы, кто создали свои собственными службы безопаности. Все остальные бизнесы теперь возглавляют бывшие братки. А могилки нанявших их коммерсов уже заросли травой…
Вон по Украине уже ходят решалы и требуют от предпринимателей долю или вообще отжимают у них бизнесы. Говорят: “Мы от Билецкого”. Поди проверь… Менты и СБУ сразу делают скучное лицо и перестают перезванивать… Ну, скажите, что я вру, скажите! То то же… Или вы хотите, чтобы в кабинет какого-нибудь европейского премьер-министра они входили с паролем: “Мы от Зеленского”? Нет? Или да?
Ведь если говорить простыми словами, в чем главное расхождение между Трампом и Зеленским? Трамп считает, что если он девушку ужинает, то он ее и танцует. А Зеленский считает, что бабки давайте, но в наши дела - не суйтесь. Мы сами с усами и мы суверенная, независимая страна. Никто нам не указ. Никаких приказов мы не потерпим и т.д.
Аналогичная история случилась с Ельциным. Он все 90-е искренне возмущался, что Запад не дает ему достаточно денег на реформы и стабилизацию экономики, но в то же время настаивал, что он равный партнер и Запад обязан учитывать его интересы даже в ущерб своим.
(И это все на фоне того, что российские атомные подводные лодки с ядерными ракетами продолжали курсировать у берегов Америки, а нищая Россия не ратифицировала ни одного договора о разоружении. Но это я уже ушел в сторону).
Короче: хочешь денег - отдай суверенитет. Хочешь оставаться суверенным - не проси денег. По-моему тут все просто. Есть конечно подход, что Запад занимается чистой благотворительностью из идеалистических соображений и ничего не требует взамен. Тоже, кстати, рабочая схема. Только в ней есть одно но: если так, то тогда сколько дает - столько дает. Дареному коню в зубы не смотрят. Просто кланяйся как китайский болванчик, улыбайся и говори: “Спасибо, премного благодарны”. И все. Ни слова больше.
Как-то так… На сегодня я закругляюсь. И все равно:
Слава Украине!