Еврейская Клеопатра

Еврейская Клеопатра

Элизабет Тейлор входит в топы самых прекрасных иудеек мира, хотя родилась нееврейкой. Приняв иудаизм после трагической гибели одного из восьмерых мужей, актриса до конца жизни была верна еврейскому народу: бойкотировала за антисемитизм СССР, жертвовала миллионы долларов на Израиль, за что стала персоной нон-грата в арабских странах, и даже предложила обменять себя на евреев, взятых в заложники в самолете Air France.

24-летняя киноактриса Элизабет Тэйлор и 47-летний кинопродюсер Майкл Тодд сыграли свадьбу в феврале 1957 года в Мехико. Для обоих это был третий брачный союз. Тодд, урожденный Авром Хирш Голдбоген, был младшим сыном раввина Хаима Голдбогена, выходца из Польши. Тэйлор же к еврейскому народу не имела никакого отношения. Впоследствии в одном из интервью Элизабет скажет, что из ее восьми браков союз с Майклом Тоддом был самым счастливым. Но ему не суждено было быть долгим: через 13 месяцев после свадьбы жизнь Тодда оборвалась.

Продюсеру собирались вручить премию «Шоумэн года», потому он отправился в Нью-Йорк на личном самолете «Счастливая Лиз» (несложно догадаться, в чью честь он был назван). Сама Элизабет не смогла сопровождать мужа из-за сильной простуды. Вместо приболевшей жены Тодд пытался зазвать в попутчики кого-нибудь из друзей, чтобы по пути можно было перекинуться в картишки. Позвонил продюсеру Джозефу Манкевичу. «Самолет хороший, надежный, – убеждал Тодд. – Не разобьемся. Я беру с собой фотографию Лиз Тэйлор, я не допущу, чтобы с ней что-нибудь случилось. К тому же, страховка на три миллиона баксов, ты тоже будешь застрахован». Манкевич не смог, как и актер Кирк Дуглас, также получивший приглашение. В конце концов кроме двух пилотов и самого Тодда в самолете оказался лишь писатель Арт Кон, работавший над его биографией. Биографию закончить не удалось – все погибли в авиакатастрофе. Тела были обезображены до неузнаваемости, труп Тодда идентифицировали по зубной карте.


Матери Тодда, которой на тот момент был 91 год, не сообщили о смерти сына, опасаясь, что это известие убьёт её. Сын погибшего, Майкл-младший, хотел, чтобы тело отца кремировали, но Элизабет Тэйлор выступила против. Тодд был похоронен на еврейском кладбище Вальдхайм неподалеку от Чикаго. Вскоре после смерти Тодда молодая вдова стала часто общаться с раввином Максом Нуссбаумом из реформистской синагоги «Темпл Исраэль» в Голливуде. Ему Тэйлор и заявила о своём желании стать иудейкой. Нуссбаум рекомендовал ей несколько книг для изучения: «Историю евреев» Абрама Сахара, «Кто такой еврей» Морриса Н. Кертцера, «Основы иудаизма» Милтона Стейнберга. И, разумеется, Тору. Раввин рассказывал актрисе о еврейских традициях и современном Израиле.

Вскоре под сводами «Темпл Исраэль» прозвучали слова: «Я, миссис Майкл Тодд, урожденная Элизабет Тэйлор, заявляю перед Б-гом, что хочу присоединиться к народу Израиля». Тэйлор взяла себе новое имя – Элишева Рэйчел. Элишева – еврейский вариант старого имени Элизабет. Рэйчел – в честь праматери Рахили, любимой жены Яакова. Впрочем, СМИ продолжали называть актрису ее старым, протестантским именем до самой смерти.


1 февраля 1959 года, Элизабет присутствовала в Лос-Анджелесе на званом ужине, посвященном началу размещения гособлигаций Израиля на американском рынке. За вечер гости, среди которых были бизнесмены и звезды шоу-бизнеса, приобрели облигаций на $1,25 млн. Но самую крупную покупку на $100 тыс. совершила сама Тэйлор. К примеру, популярный певец Эдди Фишер выложил в десять раз меньше – $10 тыс. Две недели спустя власти Объединенной Арабской Республики, в состав которой входили современные Египет и Сирия, запретили показ всех кинофильмов с участием Элизабет Тэйлор. Это был ответ на покупку израильских облигаций.

Уже 12 мая 1959 года Тэйлор вышла замуж в четвертый раз. Элишева Рэйчел пошла под хупу в реформистской синагоге «Бет Шалом» в Лас-Вегасе. Женихом был тот самый певец Эдди Фишер – лучший друг ее покойного третьего мужа, сын еврейских эмигрантов из России Иосифа Тиша и Гиты Винокур. В 1961 году Тэйлор и Фишер приехали в СССР на Московский международный кинофестиваль. Здесь они познакомились с Юрием Гагариным, а также, много гуляя по городу, навестили американских военнослужащих, охранявших посольство США. Говорят, спели для них дуэтом песню на иврите, но, увы, ни одна из американских газет, написавших об этом событии, не уточнила, какую именно.


В 1962 году генерал Эссам аль-Масри, глава каирского отделения Бюро по бойкоту Израиля, заявил, что Элизабет Тэйлор запрещен въезд в Египет, поскольку она перешла в иудаизм и поддерживает политику Израиля. Произошло это в разгар съемок фильма «Клеопатра», где Тэйлор играла главную роль – царицы Египта. Фильм был в тот момент рекордсменом по бюджету, только расходы на костюмы Тэйлор достигли $200 тыс. И вдруг такой удар! Киностудии «Двадцатый век Фокс» пришлось изворачиваться: что-то сняли в Египте операторы, ещё не успевшие к тому времени перейти в иудаизм, а основную часть съемок пришлось проводить в Риме.

В столице Италии Тэйлор и Эдди Фишера осаждали папарацци. Один настырный гость появился на пороге виллы, где они жили, под видом католического священника, вероятно, не зная о вероисповедании знаменитой пары. Когда же фильм «Клеопатра» был завершен, кинокритики разругали его в пух и прах, но он имел потрясающий кассовый успех. Власти Египта, узнав, что их древняя страна 122 раза упоминается в фильме, поняли, что это хорошая реклама для туристов, вычеркнули Элизабет Тэйлор из списка персон нон-грата и разрешили прокат «Клеопатры» в Египте.


Роль Клеопатры обернулась для Элишевы Рейчел очередной переменой в личной жизни: у нее закрутился «производственный роман» с актером Ричардом Бертоном, сыгравшим Марка Антония. Бертон был атеистом и валлийцем по национальности. Так что замуж за него она вышла, разумеется, без хупы. Но и в этом браке Тэйлор продолжала явно демонстрировать свое сочувствие Израилю. Она принимала участие в благотворительном марафоне в поддержку Израиля, состоявшемся в Лондоне 12 июня 1967 года, вскоре после Шестидневной войны. Муж был с ней солидарен: оба супруга отказались ехать на Московский международный кинофестиваль 1967 года в знак протеста против антиизраильской позиции, занятой СССР в арабо-израильском конфликте. Элизабет Тэйлор и фильм с ее участием в очередной раз внесли в черные списки арабских стран: на этот раз ей был запрещен въезд на территорию Алжира).

Однако отношения Тейлор и Бертона сложно было назвать безоблачными: их то притягивало друг к другу, как магнитом, то отбрасывало. И 6 июня 1974 года они развелись, а 26 августа того же года вместе прибыли в Израиль. У них была странная идея – снова пожениться в Израиле. Это изначально было обречено на провал, так как ни один раввин не стал бы проводить церемонию бракосочетания между еврейкой и нееврем, а гражданский брак в Израиле заключить невозможно. Но все-таки год спустя Элизабет и Ричард поженились вновь, устроив свадьбу в национальном парке Чобе в Ботсване – возможно, в попытке возродить сильные чувства.


Бертон был пятым, но не последним мужем Элизабет. В жизни этой прекрасной и экстравагантной женщины всего было не просто много, а с избытком. Например, она стала первой актрисой, получившей гонорар в миллион долларов, как раз за роль Клеопатры. И собственные заработки, и щедрость ее мужчин позволяли ей покупать бриллианты, одеваться у знаменитых кутюрье, знать толк в роскошных виллах, белоснежных яхтах и путешествиях в экзотические страны. Но при этом она очень серьезно относилась к благотворительности, жертвуя огромные средства на помощь жертвам войн Израиля и больным.

В 1975 году Элизабет Тэйлор поставила свою подпись под открытым письмом, в котором осуждалась резолюция ООН о признании сионизма одной из форм расизма. В июле же 1976 года во время захвата палестинскими террористами самолета AirFrance, следовавшего из Тель-Авива в Париж, и угнанного в Уганду, Элизабет Тэйлор предложила себя в качестве заложницы в обмен на освобождение еврейских заложников в Уганде. Позднее посол Израиля в США Симха Диниц заявил, что «еврейский народ всегда будет это помнить». В документальном фильме «Геноцид», снятом Центром Симона Визенталя, Тэйлор читала текст от автора. «Я глубоко сочувствовала страданиям еврейского народа во время войны. Меня привлекало культурное наследие евреев. Я воспринимала евреев как жертв несправедливости» – так говорила знаменитая актриса.

Элишева Рейчел Тэйлор скончалась 23 марта 2011 года и была похоронена на кладбище Форест-Лоун в Калифорнии. Прощальную церемонию провел раввин Джерри Катлер.

Алексей Алексеев