Лет 30 тому назад с одной моей знакомой (теперь уже пожилой дамой) произошёл такой случай: в баре к ней начал приставать довольно развязный и назойливый мужчина: "Пойдём ко мне домой! Я тут недалеко живу. Покайфуем вместе!" Памела (так зовут знакомую) отвечает: "Нет, спасибо." Мужик не унимается, шепчет ей на ухо: "Ты чё, сучка, отказываешься? Всё равно же заставлю. Тут в баре все мои друзья, никто тебе не поможет если будешь сопротивляться." Памела - женщина не из робкого десятка. Неторопливым движением руки она небрежно достаёт из кармана перочинный нож и начает демонстративно подравнивать уголки своих ногтей. Нож, хоть и не большой, но с острым лезвием. Потом, даже не соизволив обернуться лицом к мужику, она негромко спрашивает: "Ты что-то сказал, мудак, или мне послышалось?" Через пару секунд мужика уже нет.
Вы не поверите, но данный текст - не о житейских проблемах, а о... внешнеполитическом поведении Китая.
Дело в том, что поступок Памелы очень похож на нынешний внешнеполитический modus operandi китайского руководства. КНР никогда никому не угрожает, никогда не выступает с устрашающими заявлениями, лидеры Поднебесной не кричат и не стучат ботинком по трибуне ООН, как это делал Хрущёв. Но Китая, тем не менее, все в мире боятся.
Почему?
Потому что и в экономическом, и в военном отношении это огромная, мощная держава, которая, к тому же, уже приступила к преобразованию мира согласно своим ценностям и стратегическим целям. Как говорил Тедди Рузвельт, "speak softly and carry a big stick" (говори тихо, но при этом держи в руках большую палку)
У Китая самая большая в мире армия - более 2 миллионов человек под ружьем, плюс около полумиллиона резервистов. Военный бюджет - второй в мире после США ($177.6 миллиардов). Одних лишь баллистических ракет у Китая более 1.250, с радиусом действия от 500 до 5.500 километров. Военных кораблей - более 300.
К тому же, Китай выбился в мировые лидеры по многим видам передовых технологий (в том числе, благодаря технологическому шпионажу, краже технологий у США и других западных стран). В ближайшие 5 лет КНР намеревается инвестировать $1,4 триллиона на развитие полупроводников, "искусственного интеллекта" и новое поколение мобильной связи 5G.
Всё это можно образно обозначить как "палку" или дубинку в руках обманчиво спокойного человека.
Какие же цели Китай преследует в мире? Судя по всему, в отличие от современных кремлёвских имперцев, китайские лидеры на мыслят категориями 19-го века: колониальная экспансия (захват чужих земель и ресурсов) не является целью Китая. Похоже, что главным устремлением нынешнего китайского руководства является постепенное изменение либерального мирового порядка установленного западными странами в конце Второй мировой войны. Изменение согласно своим ценностям и мировоззрению. По мере возможности, мирным путём.
Именно поэтому Китай пытается создать альтернативные или параллельные международные организации типа Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (членами которого в той или иной форме являются 103 страны) или проекта "Один пояс и один путь" (Belt and Road Initiative), которые постепенно вовлекают в свою орбиту всё больше и больше стран. Огромное число развивающихся стран, зависимых от китайской экономической помощи, регулярно голосует в ООН и в других международных организациях так, как этого хочется Китаю.
На данном этапе, КНР ограничивается распространением лишь своего экономического и дипломатического влияния, крайне редко применяя военную силу. Как одной из двух сверхдержав, Китаю не достаёт лишь культурного влияния. Это самая важная часть того, что в современной политике называется soft power: фильмы, литература, музыка, мода - короче, всё, что может создать хорошее впечатление о стране и её устремлениях в мире. У Китая, в отличие от США, нет элемента интернационализма в культуре и потому даже самые лучшие образцы китайской культуры трудно доступны, трудно переводимы и трудно копируемы в мире.
Но вряд ли это помешает Китаю успешно продолжить свою глобальную миссию. Китай, с его многотысячелетней историей, всё делает не спеша.