Ни один разумный русский политик не считал украинцев, белорусов и великорусов одним народом. Уже в 18 веке это было очевидно. В 19 - стало нормой. Только крайние великорусские шовинисты считали украинский язык, в действительности более богатый и более славянский по своему составу, "испорченным русским", "деревенским русским". Мне много приходилось писать о генезисе трех восточнославянских народов и повторять аргументы бессмысленно.
Но народ - это не только язык, это еще и самоощущение. И самоощущение намного важней языка. Даже те евреи, которые не знают ни идиша ни благородного иврита считают себя евреями. Так же и армяне, даже не зная ни современного армянского ни благородного грапара сознают себя армянами, а не азербайджанцами или грузинами. И вера здесь несущественна - множество евреев - христиане, армян - католики и православные.
Когда император Николай Первый беседовал с печерским старцем Филофеем, тот отвечал ему на украинском. По другому он не умел и не хотел.
Когда нынешний русский, давно уже самозваный правитель называет русских и украинцев одним народом, он во-первых, совершает грубую научную ошибку, во-вторых, отрицает объективную реальность, и, в-третьих, еще дальше вбивает клин раскола в отношения наших народов. Не соединяет их, а разделяет всё больше с завидным постоянством.
В нацистской Германии запрещено было считать голландцев и люксембуржцев особыми народами. Голландцев велено было именовать нижне-германцами. И что же? Помогло это строить нацистскую империю?
Если бы британские политики настаивали, что шотландцы и англичане - один народ, они бы раскололи Британию очень быстро, если бы они говорили, что австралийцы и англичане - один народ, в Австралии была бы республика. Но англичане умны.
Увы, о наших политиках не всегда можно сказать такое.