Человек всегда старается создать вокруг себя определенную «зону комфорта», на нарушение границ которой очень остро реагирует. Мы боимся что-то менять. Для развития своей личности и творческих способностей, нам просто необходимо выходить за границы наших «пузырей» и познавать жизнь во всех ее аспектах.
Обратите внимание, рядом с кем Вы выбираете место в транспорте (конечно, если есть возможность выбрать), можете даже проделать простой эксперимент: приобретите билет в кино и внимательно посмотрите на своих соседей по ряду в зале. Удивительно, но каким-то образом в 89% случаев абсолютно незнакомые люди выбирают места в транспорте/театре/кино рядом с «себе подобными». Это не означает, что Вы будете похожи внешне, или у Вас совпадет дата рождения, цвет глаз или форма губ. Скорее всего, Вы будете иметь похожие психологические черты.
И это нормально. Ведь человек всегда старается создать вокруг себя определенную «зону комфорта», на нарушение границ которой очень остро реагирует. Принцип такого поведения в психологии называется «закон притяжения» — человек как «магнит» притягивает к себе все, что подобно ему самому.
Ярким примером этому стал эксперимент психолога Джейн Джейкобс. Женщина на протяжении недели наблюдала за собой и своими «предпочтениями» в плане соседства и своего окружения в общем. Как ей удалось установить, ей «нравятся» молодые девушки и парни (до 35 лет), которые опрятно одеты, при этом соседка по транспорту всегда будет в платье, а сосед – в деловом костюме. Кроме того, если в целом вагоне метро найдется человек, читающий книгу, все предыдущие предпочтения сводятся к нулю, так как «книга» является большим «магнитом», нежели одежда.
Проанализировав полученные данные, миссис Джейкобс пришла к интересному выводу: на самом деле она практически всегда предпочитает платья, а ее муж – деловые костюмы (или хотя бы рубашку и брюки в деловом стиле), кроме того женщина любит читать. Таким образом, ученая установила, что она непроизвольно создает вокруг себя «зону комфорта», которая одновременно приносить эмоциональное спокойствие (как позитив) и полную изоляцию от других людей, не похожих не нее (негативный аспект).
Но на этом эксперимент миссис Джейкобс не закончился. Она решила попробовать выйти за рамки своей «зоны комфорта». «Первое, что я почувствовала, когда решила занять место в автобусе рядом с молодым человеком, одетым в готическом стиле, — было неудобство. Это было что-то подобное эмоциональному дискомфорту, у меня появилось чувство некой опасности, — писала миссис Джейкобс в своей статье. – Но мои дальнейшие «опыты» с окружением привели к тому, что я начала «воспитывать» себя: заставлять себя бывать в местах, куда бы никогда не пошла. Так я познакомилась со многими людьми «не моего формата», благодаря чему заинтересовалась другими сферами жизни. Поэтому для развития своей личности и творческих способностей, нам просто необходимо выходить за границы наших «пузырей» и познавать жизнь во всех ее аспектах. А если Вы чего-то не понимаете или боитесь сделать – именно так следует поступить в первую очередь».
Второй, более научный эксперимент провела мисс Кэтрин Филлипс, сотрудница Мичиганского Университета. Ученая разделила поток магистров на несколько подгрупп и дала всем одинаковое задание. Особенность эксперимента состояла в том, что мисс Филлипс подобрала подгруппы таким образом, что из 6-ти только в 2-х были «одноплановые» студенты: одной расы, политических взглядов и со схожими увлечениями, многие из них были знакомы между собой и даже дружили. Еще 2 подгруппы были сформированы так, что в них были магистры, принадлежащие к разным расам, исповедующие разные религии и имеющие практически противоположные хобби. Последние 2 подгруппы были «средним» между похожими и разными группами: студенты были разной расы, но имели одну веру, разные взгляды на жизнь, но похожие мнения по отношению ко многим вещам. Кроме того, в одной из подгрупп, где были собраны «разношерстные» магистры, они были даже не знакомы до эксперимента.
На выполнение задания мисс Филлипс дала своим ученикам месяц. И к ее удивлению, лучше всех с ним справилась та подгруппа, студенты в которой были не знакомы до эксперимента, хуже всех – представители первых двух подгрупп.
В статье, опубликованной в журнале «Scientific American», Кэтрин Филлипс объяснила полученные результаты тем, что «одинаковые» люди имеют схожий тип мышления, поэтому им труднее придумать нечто оригинальное. А вот те студенты, которым пришлось за этот месяц «притираться» друг к другу, изучать друга, неким образом вникать в жизнь и увлечения других, абсолютно не похожих на них людей, показали самые лучшие результаты потому, что «развивались» — каждый из них познавал что-то новое через общение с другим. Ведь магистрам приходилось много времени проводить вместе, они ссорились, мирились, объясняли и доказывали, каждый из них был азартен и в то же время заинтересован не только в достижении общего результата, но в определенной мере личностью каждого члена группы. Таким образом, всего за месяц незнакомые между собой люди смогли стать командой и победить тех, кто длительное время имеет дружественные отношения.
«Мой эксперимент в очередной раз доказал, что чем больше человек общается с разными людьми, тем умнее и креативнее он становиться, — написала мисс Филлипс. – Это говорит о том, что межличностное взаимодействие абсолютно разных и «не притягивающихся» личностей имеет положительное влияние на них обоих».
Поэтому следует не бояться и не лениться, а познавать мир «людей» за пределами своей «зоны комфорта», и Вы увидите множество альтернативных путей решения всех проблем.