Памятник Тарасу Шевченко — многоплановая композиция, каждая из частей которой просматривается постепенно, по мере знакомства с монументом. Вместе с тем весь памятник воспринимается как единое целое. Многоступенчатость монумента была (и остаётся) органично связанной с архитектурой величественных сооружений Госпрома и Харьковского государственного университета, Садом имени Т. Г. Шевченко. Фасад памятника повёрнут к центральной магистрали города — улице Сумской.
Фрагмент памятника — «Гайдамак и угнетённый»
В плане монумент представляет собой своеобразную архитектурную спираль с 11-метровым трёхгранным пилоном с фигурой Тараса Шевченко внутри и выступами по кругу, которые окружают пилон, и на которых размещены 16 динамических статуй — высокохудожественных образцов советской пропаганды, которые по замыслу автора проекта должны были символизировать людей труда и их борьбу за свои права против притеснителей — от непокорных, бунтарских образов из произведений Т. Г. Шевченко до участников русской революции 1905—1907 лет и Октябрьской революции 1917 года, а величественная группа, которая состоит из рабочего-шахтера, колхозника, красноармейца и женщины, является олицетворением эпохи того времени.
Доминантой монумента является фигура Кобзаря — Шевченко высотой 4,5 м, установленная на высоком постаменте из серого (на момент сооружения ярко-чёрного) лабрадорита. Статуя полна динамики — и в точно найденном ракурсе слегка наклонённой набок головы, и в энергичном жесте правой руки, и во всей фигуре Шевченко просматривается готовность к действию, целенаправленность, внутренняя напряжённость, что в полной мере соответствовало советской трактовке образа Т. Г. Шевченко как поэта и художника-революционера. Скульптура имеет ярко выраженный силуэт, легко узнаваемый издали, что сближает общий фон монумента с конструктивизмом, — суровые, укрупнённые складки одежды, лаконичность форм, энергичная обработка поверхности большими обобщёнными плоскостями — все это призвано создать могущественный образ непокоренного борца за права трудящихся. К детализации автор прибегает лишь в разработке лица, которое осуществлено не только для достижения портретной схожести, а и для раскрытия внутреннего мира, в русле трактования личности поэта, выявления твёрдости и силы духа поэта-борца. Именно поэтому взгляд монументального Кобзаря суровый и гневный, а вычеканенные на голове морщины означают горечь пережитого-передуманного. Целостности образа автор достигает проработкой и других деталей — например, крепко сжатой в кулак (гневный жест) рукой.