"ГЛОБАЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ДОВЕРИЕ" - Игорь Яковенко

"ГЛОБАЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ДОВЕРИЕ" - Игорь Яковенко

Путин объявил минуту молчания в память Зиничева, а национальный траур по погибшим шахтерам не объявил. Саммит демократий – новый раздел мира или попытка Байдена очертить круг собеседников. Чем грозит наступление «омикрона». Будет ли тотальная облава на противников вакцинации.

Сначала две исторические рифмы.

В этот день 191 год назад 29 ноября 1830 года в Польше началось национально-освободительное восстание. Это восстание длится до сих пор. И то, что происходило все эти годы – польское восстание 1863-64 годов, поход Тухачевского и советско-польская война 1920 года, советская оккупация Польши 1939 года, польское восстание 1956 года, и то что происходит сейчас между Польшей и Россией и между Украиной и Россией – это продолжение, в том числе, событий начавшихся 191 год назад в этот день 29 ноября. И только такие глубоко невежественные люди как президент России Путин могут нести чушь об одном народе..

Поскольку по выходным программы 7:40 не бывает а в эту субботу была еще одна важная дата, то напомню, что 27 ноября Украина отметила 88-ю годовщину геноцида украинского народа — устроенного советской властью массового голода, который унес жизни более 4 млн человек. По всей Украине прошли памятные акции. И это тоже к вопросу об исторической памяти и к мифу об «одном народе»…

Перейдем к главной теме сегодняшних размышлений. Цитата:

«То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа… С другой стороны, мы так много знаем о массмедиа, что не можем доверять им». Никлас Луман, социолог.

Наша цивилизация стоит на двух главных ценностях – свободы и доверия. Многое из происходящего проявляется как ценностный кризис, в том числе кризис доверия.

Радиус доверия Путина

Дмитрий Песков заявил, что объявлять общенациональный траур по погибшим на шахте "Листвяжная" в Кемеровской области не планируется. По поводу гибели главы МЧС Зиничева Путин объявил минуту молчания, а национальный траур по погибшим горнякам объявлять не стал… Путин очерчивает свой круг доверия своими холуями. Зиничев был свой. Горняки – чужие. Как и все 146 миллионов россиян. Короткий радиус доверия характерен для диктатур и криминальных сообществ. Он способствует выживанию во враждебной среде, но тормозит развитие. В России короткий радиус доверия характерен не только для власти, но и для общества. Зековский принцип: «не верь, не бойся, не проси» стал одним из основ межличностных отношений в российском социуме…

Радиус демократического доверия в международных отношениях

Попытку очертить свой круг доверия, установить оптимальный для себя радиус доверия предпринимает сейчас США.

На саммит за демократию 9-10 декабря приглашено 110 стран (чуть больше половины от входящих в ООН 193 государств). В повестке дня: "защита от авторитаризма, борьба с коррупцией и продвижение уважения к правам человека". Понятно, что эти вопросы бессмысленно обсуждать с Путиным, Лукашенко или с «Талибаном». Характерно, что  на саммит не позвали членов НАТО Венгрию и Турцию. Из стран бывшего СССР приглашения  получили только Украина, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия, Армения и Эстония. Вместо Лукашенко на саммит демократии поедет Тихановская.

Администрация Байдена решила расширить международный радиус демократического доверия. Из 110 стран, приглашенных на саммит демократии, 77 стран считаются «свободными», то есть полностью демократическими, согласно рейтингу  Freedom House за 2021 год, еще 31 страна — «частично свободной», согласно тому же рейтингу, а трое из приглашенных участников входят в группу «несвободных» стран.

Очевидно, что после провала в Афганистане Вашингтон решил отказаться от «экспорта демократий» и хочет сосредоточиться на укреплении их там, где они уже есть.  Станет ли саммит демократий каким-то важным маркером современного мира, покажет время. В любом случае эта инициатива заслуживает внимания, а тот факт, что она вызвала крайне жесткую реакцию России и Китая, доказывает то, что администрация Байдена в данном случае нащупала если и не «кощееву иглу» мировых автократий, то уж точно какую-то их болевую точку…

Пандемия как тест на доверие

В ноябре в России от ковида каждый день, по официальным данным, умирали примерно 1200 человек (для сравнения, в 2019 году, до эпидемии, в России в среднем ежедневно умирали около 5 тысяч человек). Прививка не может гарантировать, что человек больше не заразится коронавирусом, но медицинская статистика, собранная по всему миру, показывает, что у привитых людей в несколько раз меньше вероятность передать инфекцию, попасть в больницу и умереть

Новый вариант коронавируса, обнаруженный в Южной Африке, некоторыми учеными считается самым опасным из всех выявленных на сегодня, он может оказаться более заразным, чем дельта, и, что самое неприятное, уклоняться от действия имеющихся вакцин. ВОЗ назвала новый вариант «омикрон», признав его вариантом, вызывающим беспокойство (VOC), что означает, что вирус более заразен, приводит к более тяжелому течению болезни или «уходит» от диагностики, лечения и иммунного ответа, выработавшегося в организме с помощью вакцинации. По одной из версий новые штаммы вирусов появляются в результате того, что вакцинированные на радостях прекращают соблюдать социальную дистанцию, носить маски и хватают в свой организм все новые дозы вирусов, которые, встречая сопротивление антител, начинают мутировать и  из такой «биолаборатории» выходит уже новый штамм, более грозный и опасный…

Тем временем ряд региональных парламентов уже поддержал изменения в федеральный закон о введении QR-кодов в общественных местах и на транспорте, не дожидаясь итогов общественного обсуждения. На минувшей неделе поправки одобрили в том числе депутаты заксобраний Омской области, Хабаровского края, Коми, Пермского края, Татарстана, Башкирии, Брянской области, Чувашии, Оренбургской и Ростовской областей. Параллельно в обществе нарастает протест против вакцинации, которая после принятия этих законов по факту становится принудительной.

Власть объявила противникам вакцинации войну. Пока информационную. Вот ее стилистика, которая в полной мере проявилась, например, в статье Елены Караевой, опубликованной в главном государственном информагентстве РИА Новости. Статья называется:  «Бесстрашным борцам с ковид-заговором показали их жертв».

Цитата:

«Накануне мы видели все то, что наша цивилизация и культура отрицают и презирают: мы стали свидетелями оскорбительного поведения в отношении врачей, мы увидели, чего стоят все слова, вся эта болтовня про то, что "ковид специально распыляют с помощью аэрозолей", мы оценили уровень аргументов "ковид-гопников", перед нашими глазами предстали невежество, мракобесие и трусливая коллективная глупость. Это все было бы смешно и забавно, и мы, конечно, над странствующим балаганом, состоящим из артистов и артисток "больших и малых театров" с удовольствием бы хохотали, если мы, все мы, нация, социум, общество, не находились на войне».

Информационная война пока не переросла в горячую фазу. Пока по 207-й статье, которая стала заготовкой в ковидной войне, не сажают, а только штрафуют. Но стилистика информационной войны – на расчеловечивание, на уничтожение – «ковид-гопники», «странствующий балаган», «артисты и артистки больших и малых театров». Ранее такая стилистика была характерна для информационной войны против Украины и Запада, против российской оппозиции, теперь – против противников вакцинации, которые в большинстве поддерживают Путина.

Есть такой софистический прием, «соломенное чучело» - доведение позиции оппонента до абсурда с дальнейшей над этим абсурдом триумфальной победой. Сведение позиции противников принудительной вакцинации только к вполне идиотским идеям, что «ковид специально распыляют с помощью аэрозолей» - это типичное «соломенное чучело».

Оппоненты власти в ковидной войне – это сегодня большинство населения. Уровень вакцинации – это уровень доверия к власти. В России уровень вакцинации – менее 40%. В других странах – выше 70%.

Противники вакцинации – это крайне неоднородное множество. Среди них есть те, кто считает ковид – легкой простудой. Еще те, кто не верит статистике. Те, кто считает пандемию мировым заговором. Тех, кто считает вакцинирование – злом. Тех, кто не доверяет конкретно Спутнику. Те, кто не против вакцинации, но считает злом именно принудительную вакцинацию, QR-коды.

Это все очень разные люди, которых нельзя валить в одну кучу.

Есть идиоты, которые меня записывают в антиваксеры на том основании, что я не призываю всех подряд немедленно вакцинироваться, а всех, кто сомневаются, не называю дебилами. Я точно знаю, что ковид – не рядовая простуда, а страшная болезнь. Я вакцинировался Спутником, хотя хотел бы привиться вакциной, признанной во всем мире. Но! Я считаю, что то, что делает власть – это идиотизм. Доверие не достигается ломанием через колено и отказом от диалога. Власть старательно долгие годы работала на атомизацию поднадзорного населения, на сокращение радиуса доверия в обществе до узкого круга родных и близких. До этого же круга сократился и уровень эмпатии. Параллельно власть старательно искореняла в обществе рациональное мышление, внедряя через телевизор в головы россиян мифы и лютую конспирологию. А теперь, столкнувшись с плодами собственных усилий пытается сломать людей через колено, насильно вернуть доверие. Не получится.

Среди оппонентов власти в ее попытках бороться с пандемией есть и невежественные люди. Но есть и те, с кем надо вести публичный диалог, в ходе которого придется ответить на некоторые вопросы. Например:

1.      Почему в Россию не пускают всемирно признанные вакцины?

2.      Как можно доверять ковидной и пандемийной статистике, если власть врет с итогами выборов и проводит явно фейковую перепись.

3.      Чего стоят ограничения, когда в разгар пандемии проводятся голосования, выборы и перепись населения

4.      Почему в разгар пандемии в бюджете страны уменьшаются расходы на медицину?

5.      Какие перспективы у борьбы с пандемией с учетом появления новых штаммов, против которых бессильны имеющиеся вакцины. И в целом, хотелось бы получить честный ответ о степени осмысления российской и мировой вирусологии и медицины той угрозы, с которой столкнулся мир с лице короновируса.

Очевидно, что на эти вопросы власть ответить публично не в состоянии, поэтому дискуссия с оппонентами невозможна, а значит протест будет нарастать…

И еще. Свобода и доверие – это сообщающиеся сосуды. Поэтому невозможно раздавить свободу и попутно не уничтожить доверие…