Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан в Реймсе 7 мая в 02:41 по центральноевропейскому времени начальником штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта генерал-полковником Альфредом Йодлем. Но…
Сталину не понравилось, что с советской стороны его подписал генерал относительно невысокого ранга - представитель Ставки Верховного Главнокомандования при командовании союзников генерал-майор Иван Алексеевич Суслопаров. Подписал, действительно без разрешения из Москвы. Но выхода у него не было на срочно переданный текст Акта и запроса на дальнейшие действия Суслопаров ответа из Москвы не получил.
И только после того как акт был подписан, пришла шифровка, запрещающая это делать. Суслопаров счастливо выдохнул, узнав, что Сталин к его действиям претензий не имеет – хитрый генерал оговорил, что Акт может быть переподписан по желанию одной из стран-победительниц.
По просьбе советской стороны союзниками было организовано повторное подписание Акта, а пока с журналистов взяли честное слово отложить передачу сообщения в свои страны о капитуляции на 36 часов. Таким образом, объявление о подписании Акта о безоговорочной капитуляции на Западе было сделано только в 15.15 по местному времени.
Повторное подписание Акта состоялось 8 мая в 22.43 по центральноевропейскому времени. С советской стороны его подписал маршал Жуков. Но в СССР уже наступило 9 мая.
Интересно, что объявление об окончании войны большинство советских граждан… проспало. Потому что диктор Левитан зачитал Акт о военной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении дня 9 мая праздником Победы в 2.10 ночи. Сообщение передавалось всю ночь, а затем весь день 9 мая.
Интересно и другое. СССР не оспаривал легитимность первого подписания капитуляции. Аутентичным считается ее английский текст. Но по согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании, было решено считать процедуру в Реймсе предварительной.
Именно таким образом она трактовалась в СССР, где значение Акта 7 мая всячески принижалось (и сейчас принижается и от народа прячется), тогда как на Западе он расценивается как подписание именно капитуляции, а то, что произошло в Карлсхорсте - как ратификация уже подписанного документа.
Поскольку о Победе на Западе было объявлено 8 мая, именно в этот день там и отмечают победу над нацизмом. А в СССР о Победе было объявлено 9 мая, поэтому эта страна единственная в мире «праздновала» именно в этот день. Ну, как праздновала…
С 1948 года празднование Победы в СССР было отменено, 9 мая стал обычным рабочим днем. Слишком большую гору трупов положили бездарные советские маршалы тип Жукова, Конева, Рокоссовского, Ватутина; слишком много калек; слишком большая нищета царила в стране.
И только во времена «дорогого» Леонида Ильича Брежнева, с 1965 года с целью «сплочения советского народа вокруг родной Коммунистической партии» стали проводить помпезные празднования. Именно - празднования в отличие от Запада, где этот день прежде всего день памяти и скорби по десяткам миллионов погибших.
Так Москва начала формировать свой главный миф, на котором и стоит. То, что выросло ныне в «победобесие».
Поэтому мы, украинцы, ныне отмечаем этот день вместе со всем цивилизованным миром под лозунгом «Никогда снова». А в Москве празднуют под девизом «Можем повторить».
На фото - подписание Акта о безоговорочной капитуляции в Реймсе, в ночь на 7 мая 1945 года