Мой друг Иван Верстюк, украинский обозреватель журнала "Новое Время", опубликовал авторскую колонку на английском языке Soviet identity is gone forever, but Putin doesn’t get it - Советская идентичность ушла навсегда, но Путин этого не понимает. В ответ на его электронную почту пришло любопытное письмо из Израиля от Гидеона Ремеза, ассоциированного стипендиата института им. Трумэна при Еврейском университете Иерусалима.
Ремез приводит в письме детские воспоминания своей жены и коллеги Изабеллы - для иллюстрации тезиса, что советской идентичности никогда не было.
Гидеон пишет, что Изабелла часть своего детства провела с бабушкой и дедушкой в Каменец-Подольском. Одно из ее ранних воспоминаний относится к начальной школе. Учительница попросила детей назвать свое имя и национальность. Большинство ответили: русский, украинец, армянин и т. д. Когда подошла очередь Изабеллы, она назвалась - "советская". Учитель сказал: "советской национальности не бывает". Изабелла запротестовала: "Если вы из Франции, вы француз, если из Англии, вы англичанин. Я из Советского Союза, поэтому я советская". И тогда учительница попросила Изабеллу немедля пригласить в школу дедушку. И уже через него пояснить ей то, о чем теперь пишет Гидеон Ремез моему другу в Украину: "Даже в 1950-х годах не было советской идентичности".
Подписаться на Телеграм-канал "Вестей"
Так от своего дедушки Изабелла узнала, что она не "советская" девочка, а еврейская. И что это совсем другая идентичность.
Несмотря на то, что советской идентичности не было и нет, Путин с упрямой настойчивостью пытается ее родить. Все прежние попытки создать советскую идентичность сопровождались уникальной степенью насилия. Нынешняя не исключение.
Непонимание Путина выливается в Украине в юродивые формы советского сюрреализма. В ряде захваченных российскими солдатами украинских городов оккупанты первым делом восстанавливают памятники Ленину. Так это произошло в Геническе и Новой Каховке. Зачем?!
Именно восстанавливают, так как начиная с 2014 года и по 2017-й в Украине прошла кампания сноса всех ленинских мест. За три года по всей Украине демонтировано 1320 памятников Ленину. Всеукраинский флешмоб по деленинозации всей страны прошел стремительно и без сожалений. И вот в двух оккупированных городах Украины Ленин снова "живее всех живых". На ту же ленинскую стезю российские войска вступили в Мариуполе.
Сообщение из ленты российского государственного информагентства РИА Новости от 5 мая: "В Мариуполе на площади Ленинского комсомола теперь стоит памятник бабушке Ане".
В этом сообщении РИА Новости два симптома одной болезни. Нет в Мариуполе площади Ленинского комсомола. Была такая площадь, но в 2016 году ее, как и еще 75 объектов городской топонимики, депутаты мариупольского горсовета переименовали. В данном случае в площадь Воинов-освободителей. Но в Кремле решили, что реанимация Ленинского комсомола важнее.
Довершает картину советской идентичности краснознаменная бабушка Аня. Эта довольно старенькая жительница села в Харьковской области в начале апреля вышла встречать украинских солдат с красным знаменем СССР. Бабушка подумала, что это российская армия пришла ее "спасать". Теперь этой бабушке с красным флагом ставят по всей России памятники, расписывают ее ликом муралы, агитационные плакаты и экспортируют весь этот соцреализм в захваченные украинские города. Кроме того, в Мелитополе на центральной площади 1 мая поднят советский флаг, что вызвало разочарование даже у небольшого числа пророссийски настроенных граждан Мелитополя. Они-то думали, что их на штыках занесут в светлое будущее, а на деле - отправили в проклятое прошлое.
Эту полукомическую архаику, возможно, еще легко вписать в экстерьер Самары, Омска, Якутии. Но в Украине из этого back to USSR ничего не выйдет. Из чего явствует, что Путин совсем ничего не знает об Украине. Не понимает ее. И масштаб этого разночтения легко измеряем.
27 апреля социологическая группа "Рейтинг" (Украина) опубликовала результаты очередного общенационального опроса, синхронизируя их с подобным опросом в России, который проводит аналитический некоммерческий центр Левада-Центр.
На вопрос "Жалеете ли вы о распаде Советского Союза в 1991 году?" 87% украинцев ответили "нет", 2% - трудно ответить и 11% - все еще сожалеют. В 2010 году при первом подобном опросе сожалеющих о развале СССР было 46%.
А что в России? 28% - не сожалеют. 9% - трудно ответить и 63% - все еще горюют о распаде СССР.
Самое поразительное в этих цифрах - возрастная разбивка. Среди российских респондентов в возрасте от 18 до 24 лет как минимум 44% или сожалеют о распаде СССР, или затрудняются дать ему оценку. В Украине - 8%. Что тоже немало для поколения, рожденного много позже распада Советского Союза.
Очень интересна разбивка и для поколения 55+. 80% украинских старожилов не тоскуют по развалу СССР. А вот 88% их ровесников из России, наоборот, сожалеют о распаде советской империи.
Одно из ключевых изменений в исторических оценках - значимость 9 мая. До 2022 года 80% опрошенных украинцев воспринимали День Победы как имеющий значимый личный символизм. Теперь - 34%. В 2018 году 7% украинцев ритуальную часть празднования Дня Победы воспринимали как пережиток прошлого, теперь так думают 36%.
И вот еще. Для 80% опрошенных украинцев 9 мая в первую очередь означает День памяти жертв Второй мировой войны, и только для 15% - это День Победы. 5% все еще разрываются между этими понятиями.
На мировоззренческой оси Украина и Россия оказались на разных полюсах. С одной стороны - "никогда больше", с другой - "можем повторить". Эту вазу уже не склеить. Возвращаясь к тезису моего украинского товарища, журналиста Ивана Верстюка: "Советская идентичность ушла навсегда, но Путин этого не понимает".
Путин ошибся эпохой. И это будет очень дорого стоить его стране. А пока за его блуждания в исторических сумерках платит Украина. Платит дорого. "Наше сочувствие полностью с Украиной, - заканчивает свое письмо моему украинскому коллеге Гидеон Ремез, - поскольку она борется с российской агрессией".