На этой неделе американский рынок акций попробовал пойти в контратаку против опасений рецессии и смог показать два очень сильных дня, в которых, кажется, из значимых акций снижение показала только Тесла. И не потому, что Маск проявил себя как стандартный потребитель российской пропаганды (как бы не хотелось украинцам ощущать себя пупом Земли), а сугубо по своим, внутренне-тесловским проблемам. При этом лидерами роста показали себя акции энергетического сектора старого образца. Это стало результатом восточного коварства от Саудовского принца, который, хоть и стукнулся кулачком с Байденом, но в самый ответственный момент, накануне промежуточных выборов в США, организовал снижение добычи со стороны картеля ОПЕК+, в который, помимо арабских принцев и африканских диктаторов, теперь входит и Россия. Учитывая, что рейтинг Байдена прямо коррелирует с ценами на бензин в США, такой подарок точно не окажется без внимания со стороны Белого Дома.
ОПЕК+ решил снизить добычу нефти на фоне снижения стоимости черного золота, стараясь удержать цены вблизи отметки в 100 долларов за баррель. Снижение добычи заявлено на уровне 2 млн баррелей, а по факту 800 тыс баррелей, что менее 1 процента от общемирового потребления. Как говорится, мелочь, а неприятно. Тем более, что Путину приятно, и, можно сказать, Саудовский принц, который, конечно же, в первую очередь думает о своем бюджете (кармане), сделал российскому диктатору подарок на день рождения. В итоге нефть марки Брент торгуется уже ближе к 95 долларов за баррель. А индекс S&P500 за неделю прибавил 100 пунктов и откроется в пятницу на отметке в 3744 пункта. Чуть оправился от шока британский фунт, который немного отыграл падение на этой неделе. А все благодаря тому, что министр финансов, как любят говорить российские пропагандисты, дал заднюю в своем налоговом плане. А именно – отказался от снижения налогов для самых богатых. Этот план, а вернее дыра, которую он грозил образовать в государственных финансах Его Величества, очень пугали рынок, и теперь финансисты слегка расслабились.
В Украине ключевым событием стала смена главы Национального банка. В среду, когда ничего не предвещало, глава НБУ Шевченко внезапно подал в отставку. Аргументировав это плохим состоянием здоровья. А в четверг стало известно, что к списку причин можно добавить и подозрение со стороны НАБУ. Впрочем эти две причины не противоречат одна другой, ведь известно, что получение подозрения от НАБУ, даже сама информация о том, что скоро это подозрение появится, плохо сказывается на здоровье любого, даже внешне здорового человека, который, к примеру, может даже возглавлять федерацию дзюдо Украины, да и федерации футбола тоже лучше бы не расслабляться. Дело Шевченко, к счастью, не связано с его работой в НБУ, а уходит в прошлое, в котором он возглавлял государственный Укргазбанк. Депутаты без промедления проголосовали отставку главы НБУ, а приемником должен стать глава другого государственного банка (в прошлом) – Пышный. К счастью, не каждого Шевченко меняет Петраков. В этот момент как-то не кстати вспомнилось, что без работы, по крайней мере официально, сейчас пребывает еще один бывший глава государственного банка, Евгений Мецгер и, хотелось бы, чтобы до этого боевого товарища очередь все же не дошла.
Фамилия главы Нацбанка не так важна, как политика регулятора. Как показал опыт, реформа НБУ прошла не зря и, несмотря на все опасения, которые были перед назначением Шевченка, на фоне скандального увольнения Смолия (которое стоило нам остановки сотрудничества с МВФ и пары седых волос для инвесторов в украинский долг), политика Нацбанка осталась почти без изменений и регулятор с честью прошел первые полгода войны. Хотя кадровые скандалы оставили негативный след на репутации Нацбанка и могут иметь долгоиграющие последствия. Так или иначе, ключевое в новом назначении – сможет ли новый глава НБУ демонстрировать хотя бы такой же уровень независимости политики НБУ, как делал его предшественник. Пока что на кадровые изменения в НБУ рынок не прореагировал никак. Еврооблигации продолжают лежать на дне, как и лежали, а гривна, значительно укрепившись за последние пару недель (похоже денежный поезд таки дошел до пункта назначения), сохранила стабильность у отметки в 41 гривну за доллар.
Кадровые назначения стали не единственным поводом, по которому украинские депутаты обратили свой взор на финансовую систему страны. На этой неделе быстро и почти без обсуждений был проголосован закон о выведении с рынка системных банков. Звучит страшно. Но на самом деле речь идет об одном конкретном банке, собственника которого не смог спасти даже джазовый фестиваль во Львове. И речь идет о национализации Альфа-Банка в рамках санкций против российского бизнеса в Украине. В первые месяцы войны такое движение могло бы вызвать панику, и от него логично отказывались, но сейчас стало уже неудобно просить западных партнеров отдать нам российские резервы и одновременно закрывать глаза на банк Фридмана и торговый центр Роттенберга. Дойдет ли очередь до торгового центра еще не ясно, но, вспоминая опыт национализации Приватбанка, когда процесс запустили вечером в пятницу, можно приготовиться к появлению нового государственного банка уже на выходных. И готовиться спокойно, благо у вкладчиков Альфы перед глазами пример того же Приватбанка, когда государство потратилось, а вот клиенты банка, если только их фамилия была не Суркис, не пострадали.