Коррупционный скандал, прогремевший в новостях в прошедшие выходные, поставил ЕС в очень неприятное положение. Он не только заставляет задуматься о том, следует ли блоку сначала навести порядок у себя, прежде чем наказывать страны-члены за их предполагаемые недостатки в борьбе с коррупцией; он также, похоже, раскрывает темную подноготную политических махинаций, лежащих в основе прогрессивного брюссельского консенсуса.
В воскресенье (12/11) бельгийские прокуроры предъявили обвинения четырем лицам в рамках расследования фактов предполагаемого взяточничества и коррупции в Европейском парламенте. Скандал разгорелся вокруг кампании по покупке влияния одним из государств Персидского залива, предположительно Катаром. В пятницу (12/9) в ходе обысков полиция изъяла около 600,000 евро наличными.
Вице-президент Европейского парламента Ева Кайли входит в число обвиняемых в коррупции; бельгийская прокуратура заявила, что обвиняемые подозреваются в том, что им «платили крупные суммы денег или предлагали дорогие подарки, чтобы повлиять на решения парламента».
Обвинения сами по себе достаточно серьезны, но это дело может нанести долгосрочный репутационный ущерб ЕС, поскольку оно объединяет элементы брюссельского политического механизма - евродепутатов, лоббистов и НПО - в паутину незаконной деятельности. На данный момент обвинения предъявлены трем другим лицам: партнеру Кайли, который основал НПО под названием Fight Impunity («Борьба с безнаказанностью»), нынешнему президенту Fight Impunity и неназванному лоббисту.
Fight Impunity позиционирует себя как организация с миссией сделать «подотчетность» «центральным столпом архитектуры международного правосудия». Ее члены, очевидно, несколько меньше озабочены подотчетностью своей собственной организации. Еще одна НПО, замешанная в расследовании, - No Peace Without Justice («Нет мира без справедливости»), которая была основана Эммой Бонино, «бабушкой» итальянских левых и убежденной сторонницей европейского федерализма. Бонино также является почетным членом правления организации Fight Impunity.
Точная природа предполагаемой коррупционной сети пока не ясна, но в основном речь идет о действующих и бывших членах группы социалистов и демократов в Европарламенте или других левых фракций. Таким образом, расследование предполагает наличие тайных связей между НПО и левыми евродепутатами, о которых давно предупреждали правые «бунтующие» государства ЕС.
Правительственные чиновники Венгрии и Польши настаивают на том, что жесткая позиция Брюсселя по отношению к их консервативным программам проводится при содействии сети якобы независимых НПО, на самом деле работающих на достижение прогрессивных левых политических целей. Доклады ЕС о верховенстве закона, в которых участвуют НПО, стали основной частью процедур по приостановке финансирования этих стран.
Независимо от степени правдивости подобных аргументов, эти страны теперь могут предъявить доказательства того, что НПО работают рука об руку с левыми политическими силами ЕС в явно неблаговидных целях. Неловкое положение ЕС усугубляется тем, что через несколько дней Брюссель должен принять решение о блокировке миллиардов евро, предназначенных для Венгрии. Эти деньги планировалось заблокировать из-за опасений, связанных с коррупцией.
Истинные последствия коррупционного скандала в ЕС будут зависеть от деталей взаимоотношений между конкретными НПО и евродепутатами. Но он уже дал повод тем, кто считает, что есть что-то подозрительное в роли НПО, которую они играют в политике ЕС. Скандал в то же время серьезно подорвал попытки ЕС продемонстрировать моральную чистоту в его отношениях с государствами-членами.