«Мы вернем Крым через полтора года», - так мне сказал сегодня нардеп
Андрей Сенченко, один из неформальных организаторов экономической
блокады полуострова.
Если честно, сомневаюсь. Вот и два крупнейших европейских издания считают, что «Крымнаш». Одно Larousse, Франция. Другое Oxford University Press, Британия. Оба издали академические атласы на 2016. В обоих Крым обозначен как территория России. Наши дипломаты робко возмущаются, шлют письма в обе дирекции, просят исправить досадные ошибки. Вряд ли подействует. Атласы уже изданы. Проданы. Возможно, даже розданы студентам Сорбонны и Оксфорда.
Это не
первый случай, когда в Европе издают карты с «Крымнашем», но первый,
когда аннексию и оккупацию официально закрепляют на картах законодатели
моды в сфере академической литературы. «Это ж в Ларусс написано, кто ж с
этим поспорит!» Вот я прямо сейчас спорю, а мой уважаемый собеседник,
известный журналист (имя не скажу), говорит: «Возможно, это не политика.
Они просто фиксируют на карте фактическое положение вещей. А в Крыму ведь в реальности сейчас российская власть». Секундочку! Как же это не политика?! Карта ведь политическая! А на политической карте очертания государства фиксируются согласно международно признанным границам. Как мне помнится, ни Франция, ни Англия не признали отторжение Крыма от Украины.
Признания нет, а карта, вот она. «Крымнаш». Кстати, насчет фактического положения. Переместим взгляд от Крыма чуть левее, на Молдову. Я что-то не вижу, чтобы Приднестровье хоть где-то как-то было указано. Ни «Soi-disant la République Transnistrie Moldave», ни «La région de Transnistrie», обозначенный границей по реке Днестр. Хотя там и экономика своя, и даже деньги – рубли, а не леи. Сомневаюсь, что в случае с Приднестровьем академиздательства не знают о «фактическом положении вещей». Насчет Крыма знают, а насчет Приднестровья не знают? Смеюсь.
Я не сторонник конспирологических теорий. Но, мне кажется, дело в том, что в случае с Приднестровьем им все равно. Их, европейцев, этот вопрос не сильно волнует. На их собственный карман вопрос принадлежности небольшого куска Молдовы не слишком влияет. А с Крымом все сложнее. Окончание войны в Донбассе, Минские соглашения, «Нормандский формат» - все эти мантры, - якобы! - не отменяют санкции против России, пока «Крымнаш». А зарабатывать-то хочется! Вместе с Россией, благодаря России. От Украины ведь ни холодно, ни горячо. В прямом смысле. Санкции это обоюдоострое оружие. Бьют по России, но бьют и по европейскому бизнесу, зарабатывающему - на России. Ради Украины урезать свои интересы не хочется. А хочется, чтобы российские олигархи, обворовав свой народ, тратили деньги в Париже и Лондоне. Хочется, чтобы в квартирах европейских избирателей температура зимой не падала ни на градус. Есть еще много других «патамушта», объясняющих, почему эти «академические» карты – не первые и, боюсь, не последние, на которых Крым это Россия. Почему «вице-премьер Крыма» Дмитрий Полонский приезжает в Польшу (в Польшу, Карл! К нашим самым большим типа союзникам!) на заседание ОБСЕ. И что можем мы? Написать просительное письмо в Larousse. Вылить кофе на галстук Полонского. Надавать ему тумаков в туалете (это совсем не одно и тоже, что «замочить в сортире»). Что еще? Что делать дальше? Каков инструментарий? Нет ответа.
В общем, мы мешаем Европе. Той самой, ради ценностей которой воюет самая лучшая часть украинцев. И самая лучшая часть этой части еще и гибнет. Европейские политические лидеры могут говорить что угодно. А студенты Оксфорда будут знать, что Крым это Раша.
Мне кажется, более наглядно, чем эта карта, никто нам не показал, что мы одни. Нам не на кого надеяться. Мир не изменился за последние несколько тысяч лет. А, может, и миллионов. В этом мире помогают сильным. Слабых отбраковывают. Отбирают у них куски. И, в конце концов, пожирают их. Этому нас, наивных, хорошо научили наши соседи. Нам никто не вернет Крым, пока мы слабы. И Донбасс нам никто не вернет, пока мы слабы.
Но, с другой стороны, мы есть. Мы держимся и, похоже, сдаваться не собираемся. Кто знает, Larousse и Oxford, может, в 17-м вам снова придется переделывать свои атласы. А я с удовольствием признаю правоту нардепа из Симферополя.
Andriy Tsaplienko