Во времена коммунистического Китая 1 мая устраивали грандиозные демонстрации, но сейчас ничего этого нет. День трудящихся решением партии и правительства стал семейным праздником. В городах улицы украшают композициями из цветов, устраивают концерты. Но массовый выход на площади запрещен.
Ничего не напоминает? Отменяя демонстрации в пользу концертов и семейных праздников Кремль заимствует китайскую модель. И это не единственный пример. В России копируют китайскую модель цифрового концлагеря. Идут разговоры о восстановлении смертной казни по китайскому образцу и т.д.
Тут у Кремля есть одна проблема. Для успешного копирования китайской модели в России не хватает китайцев. По той же причине заимствование европейских институций не привело Россию в Европу. Парламент, президент, конституция и мэры формально есть, а Европы - нет. Без европейцев это не работает.
Читайте также: "ЗАИМСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИЙ" - Юрий Христензен
Приведу пример. В 2015 году смотрел встречу будущего специалиста по "безопасному интернету" в администрации президента РФ со строителем великого китайского файрвола. По технической части у них разночтений не было. Было отличие в целеполагании системы цифровой слежки за гражданами.
Российский эксперт говорил, что цифровой концлагерь нужен его стране для защиты от врагов. Китаец отвечал, что у его великой ядерной державы нет врагов. Но есть недобросовестные продавцы на рынке, которых нужно ограничивать. И есть трудолюбивая рабочая сила, которую нужно контролировать.
Заимствованные институции всегда наполняются местными нормами и практиками. В России нормы и практики веками формировались вокруг захвата и контроля ресурсов. Любой, кто говорит о сменяемости власти угрожает контролю Кремлю. И кто не хочет идти на войну для захвата новых ресурсов тоже.
Китай веками поставлял на внешний рынок результат труда китайцев. Не нить шелкопряда, а шелк. Не уголь и селитру, а фейерверки. Сейчас поставляет не медь и песок, а микросхемы. Не литий, а аккумуляторы. Отсюда другой подход к системе контроля. Контролировать нужно не ресурсы, а источник труда.
Для понимания работы заимствованных институций нужно заглянуть в свое прошлое. Например, в Китае регулярно казнят коррупционеров из местных элит. Российские депутаты, ратующие за смертную казнь для "врагов народа", забывают об этой особенности. Происходили ли в прошлом в России чистки элит?
Китай практически не воюет. Зачем воевать, если ценностью является рабочая сила, а не природные ресурсы, которые можно в ходе войны захватить? Ресурсы проще купить, добавить к ним труд и продать на внешнем рынке. Это рациональнее, чем воевать за ресурсы, а потом их добывать, охранять и поставлять в Китай.
Последний раз Китай воевал с Вьетнамом в конце 70-х. Но там были политические причины. Вьетнам в Камбодже сверг режим красных кхмеров, которые были сателлитами Китая. При этом война с Вьетнамом не изменила границы. Китай не интересует территория. Это был сигнал - "не трогайте наших сателлитов".
Другой давний сателлит Китая - КНДР. Режим не менее кровожадный, чем красные кхмеры. Обе страны - КНДР и Камбоджа пытались заимствовать китайскую модель. Если россияне интересуются, к чему все идет, я бы смотрел на историю этих стран, а также на Мьянму и Албанию времен Ходжи.
Ну, и на собственную историю.