Кошка был старой.
Мушка поняла это сразу, едва ее увидела. В тот день, попытав счастья на неудачной охоте за мышами, Мушка решила подкараулить зазевавшуюся птичку. Лучшее для этого место – густая крона дерева. Взобравшись на него и притаившись в листве, она принялась терпеливо ждать. Отсюда, сверху, открывался вид на пустырь - город здесь заканчивался, по другую сторону – окна и балконы недавно заселенного дома. Много окон и много балконов. Один из них – на третьем этаже, располагался как раз напротив дерева, где притаилась Мушка. Балкон был застеклен, но одна створка оставалась приоткрытой. Оттуда и донеслось мяуканье, больше похожее на стон. Мушка отвлеклась от охоты и повернула голову на звук. Вот тогда-то она и увидела ее.
Кошка была крупная, раза в два больше Мушки, но худая. У нее почти не осталось зубов и передвигалась она очень осторожно, словно боясь расплескать сосуд с болью, который несла в себе. Неудивительно, что створка балконного окна осталась открытой – старая кошка не смогла бы вспрыгнуть на раму. Она осторожно вышла на балкон и улеглась на мягкую лежанку, тяжело дыша. Рядом стояли миска с водой и такая же с влажным кормом, но кошка на них даже не смотрела.
Мушку – напротив, заинтересовали эти самые миски и узрев их, она больше не думала об охоте – пустой животик давно сводило судорогой от голодных спазмов.
«Надо попытать счастья, - решила она. – В худшем случае – прогонят, а в лучшем…» Она легко перепрыгнула с ветки дерева на балконную раму. Старая кошка пошевелила ушком, но глаз не открыла. Мушка осторожно подошла к миске и торопясь, начала заглатывать вкусные кусочки, опасливо оглядываясь. Вдруг кошка открыла глаза и взглянула на незваную гостью усталыми глазами. Мушка в ужасе замерла, но услышала тихое, доброе мурчанье старой кошки:
- Ешь, не бойся меня. – Голос был слабый. – Я все-равно не буду, а тебе - надо.
- Не обманываешь? – недоверчиво спросила Мушка. Старая кошка печально улыбнулась:
- Если бы я могла, то обязательно покушала бы, чтобы порадовать хозяина, но я не могу.
- Как это – не можешь? – удивилась Мушка. – Если бы у меня была такая возможность – я бы не отходила от миски!
- Я тоже была такой в твоем возрасте, когда хозяин подобрал меня на улице. А вот теперь – уже не могу. Мои дни заканчиваются и уже сегодня я буду прощаться с хозяином. Навсегда.
- Ты хочешь убежать? От хозяина, который так вкусно тебя кормит и расстраивается, когда ты не ешь? Я бы никогда такого не сделала, ведь он любит тебя! – возмутилась Мушка.
- У тебя доброе сердце, – улыбнулась старая кошка. - Ты кушай. Потом поговорим. - И Мушка с удовольствием последовала ее совету.
Когда Мушка тщательно вылизала себя после вкусного обеда, старая кошка, наконец, открыла глаза. Боль отпустила и теперь она могла спокойно поговорить.
- Где ты живешь? – поинтересовалась она.
- На пустыре, в зарослях. – Охотно рассказывала Мушка. – В картонной коробке. Я там ночую и прячусь от дождя. Правда, коробка уже старая и скоро развалится, придется искать другое убежище.
- Давно ты живешь без мамы?
- Давно. – Вздохнула Мушка. – Почти месяц. Я появилась на свет весной, а скоро уже осень.
Старая кошка горестно покачала головой:
- Тебе будет трудно пережить зиму. Скоро начнутся холода и тебе негде будет согреться. Можешь заболеть и тогда тебя легко достанут бродячие псы.
- Ха! – самонадеянно заявила Мушка. – Этим псам меня ни за что не догнать! Я уже однажды убежала от них!
- Это пока ты здорова и тебе есть где подкормиться. Но в бродячей жизни удача обманчива. Сегодня тебе повезет, а завтра – нет… Тебе надо найти своего человека. Он защитит и никому не даст в обиду. А еще ты всегда будешь сыта и не будешь коченеть от холода. Поверь, тебе это необходимо. И я хотела тебя попросить…
- Как же найти своего человека? – перебила ее Мушка. - Ведь людей много, а такой человек один? К тому же я обычная серенькая кошка, совсем не породистая.
- Вы почувствуете, что нужны друг другу. Так однажды случилось со мной. Тогда мне было столько же, сколько и тебе сейчас. И я прожила с хозяином почти шестнадцать лет. А я, как видишь, тоже серенькая и беспородная. – Кошка судорожно вздохнула. – Как он будет здесь один, без меня?.. Хотелось бы мне, чтобы вместо меня у него осталась ты. Мне кажется, что ты сможешь полюбить моего человека, почувствовать его, заботиться о нем, не давать грустить. И тогда твоя жизнь обрела бы смысл… - Ее снова начинала мучить боль. – Я должна немного отдохнуть. Если хочешь – останься, потом поговорим еще. Пока можешь поиграть моей любимой игрушкой. – Кошка выкатила меховой шарик, когда-то белого цвета и легким шлепком катнула его к Мушке.
Шарик был мягкий и пушистый. У Мушки никогда не было игрушек, и она не знала, как с ними обращаться. Но вскоре уже с удовольствием запускала в шарик коготки, подбрасывала его и ловила, осторожно катала по полу, стараясь не беспокоить старую кошку. Забывшись, она так высоко подбросила его, что тот, описав дугу, исчез за открытой створкой балконного окна. Мушка кинулась за ним, резво спустилась по стволу дерева и принялась искать игрушку в густой траве. Отыскав, она вновь вскарабкалась на дерево и замерла.
На том самом балконе стоял человек. Он держал на руках старую кошку, уткнувшись носом в ее серенькую шубку. «Нюшенька, Нюша», - тихо шептал он, и гладил ее шерстку. Кошка с трудом терлась щечкой о его руки, потом ласково лизнула своего хозяина в щеку и, уронив голову, затихла. Навсегда – поняла Мушка.
Она сидела на ветке, скрываясь в густой листве и смотрела на человека. Ей было безумно жаль старую кошку, с которой она едва подружилась и которую успела полюбить, как маму. И еще она чувствовала боль, заполнившую сердце человека. Только теперь она начала понимать слова, сказанные ей старой кошкой об уходе навсегда, о беспокойстве за человека. Он все также стоял на балконе, прижимая к себе худое серенькое тельце своей любимицы. Человек молчал, но слезы катились по его лицу. И Мушка вдруг почувствовала, что сердце ее стало горячим, ей уже хотелось прижаться к нему, пожалеть, успокоить.
Человек прошел внутрь комнаты, а через несколько минут Мушка увидела его, выходящем из подъезда, с тельцем кошки, аккуратно завернутым в чистую ткань. В другой руке человек нес лопату. Он медленно двинулся в сторону холма, который возвышался на пустыре.
Мушка с меховой игрушкой в зубах, перемахнула на балкон. Она постояла, глядя на лежанку, где совсем недавно лежала Нюша, подошла, обнюхала ее. Лежанка хранила запах мудрой и доброй старой кошки. Захотелось прилечь, прикрыть глаза и представить себя рядом с Нюшей, под теплым ее бочком, почувствовать ее шершавый язычок, и услышать ласковое мурчанье…
…Человек вернулся через час. Боль в сердце отпустила, но чувство утраты пройдет не скоро.
Он выбрал для своей любимицы приметное место – на холме, под старым вязом, который можно будет видеть из окна квартиры. Он тотчас прошел на балкон, чтобы еще раз взглянуть на холм, но порог не переступил, а замер, задержав дыхание от неожиданности.
На лежанке, где любила проводить время Нюша, дремала молоденькая серенькая кошка. Лапками она обнимала меховой шарик – любимую игрушку Нюши. Человек осторожно присел рядом и дотронулся до гостьи. Та вздрогнула и испуганно отпрянула, но теплая рука человека так ласково дотрагивалась до ее шубки, что Мушка успокоилась.
- Ты так похожа на Нюшу, - прошептал человек. – Признайся, это ведь она прислала тебя ко мне?
Мушка осторожно мурлыкнула и лизнула руку человека. Нет, теперь
уже – хозяина...