Какие поставки помогают стране-оккупанту
В последнее время все чаще звучат обвинения в адрес Китая, что именно благодаря ему Россия до сих пор имеет возможность продолжать войну против Украины и что именно КНР является умеренным, скрытным, но весьма активным союзником РФ – больше, чем любая другая страна из числа явной "оси зла". Насколько это в действительности так? Давайте разберемся.
Прежде всего следует знать, что Китай никогда не отправлял России продукции непосредственно военного назначения. Зачастую это была продукция двойного назначения, которая вполне могла быть применена в гражданской жизни, в коммерческой деятельности, но также адаптирована и для военного применения. Например, fpv-дроны, изменившие правила современной войны.
На сегодняшний день практически все производство fpv-дронов в России основано на китайском оборудовании, а также использует ряд элементов – китайских запчастей, поскольку произвести их в РФ невозможно.
В сентябре 2024 года должен был начать действовать мораторий по ограничению поставок продукции двойного назначения из Китая в Россию, пафосно и громогласно объявленный тогда Пекином, но…
Но если обратить внимание на то, что в течение августа прошлого года российские оккупанты применили более 8000 fpv-дронов (со среднестатистическим показателем применения в сутки около 250), то в августе 2025 года – уже больше 30 000. При этом Россия продолжает тотально зависеть от Китая в вопросах поставок как оборудования для производства fpv-дронов, так и компонентов для сборки, ну и непосредственно готовой продукции.
Не нужно быть высококлассным следователем, чтобы сложить 2+2 и увидеть, что никаких ограничений на поставки продукции двойного назначения для России Пекин так и не ввел, а наоборот – нарастил экспорт почти в четыре раза!
Shahed-136
Согласно информации Главного управления разведки Минобороны Украины, озвученной украинским СМИ в июле этого года, составляющая китайских электронных компонентов в Shahed-136 достигла 65%. Это связано с ростом производства дронов-камикадзе в России, отсутствием необходимой базы для производства необходимых компонентов на предприятиях страны-агрессора и острой зависимости от контрабанды.
На сегодняшний день главным поставщиком необходимых элементов для производства орудий террора и геноцида украинцев является именно Китай.
Важно понимать, что власти Китая целиком и полностью контролируют свой частный сектор и любые поставки проходят тщательную проверку, что уже говорит о фактическом неофициальном разрешении китайским компаниям поставлять России высокотехнологичное оборудование и компоненты, задействованные в производстве оружия, данное напрямую от руководства страны.
Однако проблема не только в fpv-дронах и Shahed-136.
Высокотехнологичная продукция
Начиная с 2022 года китайские компании активно поставляют России станки для развития военно-промышленного комплекса, а именно ориентированные на производство боеприпасов, военной техники, компонентов для создания взрывчатых веществ и прочего. Именно благодаря Китаю Россия после сокрушительного поражения от Украины в 2022 году не продолжила путь деградации, а смогла восстановить свой ВПК на уровне ремонта и мелкосерийного производства.
Только в 2023 году из КНР в РФ было отправлено металлообрабатывающих станков, используемых в ВПК России, почти на $400 млн, что в четыре раза больше, чем в 2022 году, – немногим более $90 млн.
Китайские станки активно применяются, например, в производстве комплексов С-300 и С-400, Научно-исследовательский институт измерительных приборов – Новосибирский завод имени Коминтерна оборудован китайскими станками лазерной резки LF1313 компании G-WEIKE.
Российские средства связи и комплексы РЭБ производятся в Научно-производственном комплексе "Искра" с использованием токарных станков с устройством подачи тока Super P30H китайской компании Z-MaT.
А Ульяновский механический завод не смог бы обойтись в вопросах производства, ремонта и восстановления средств ПВО "Шилка", "Тунгуска", ЗРПК "Панцирь", а также РЛС без радиально-сверлильных станков JET-GHD-55 PFA380V от китайской компании JPW Tools AG!
Весь военно-промышленный комплекс России держится на оборудовании из Китая.
Порох
Было неправильным не упомянуть то, что Китай является основным поставщиком в Россию компонентов, играющих важную роль при создании порохов – хлопковой целлюлозы и нитроцеллюлозы. Являясь крупнейшим производителем этих компонентов, КНР полностью обеспечила РФ необходимым объемом этой продукции для производства пороха с последующим ростом производства боеприпасов с довоенных 500 000 выстрелов в год до более 2 миллионов выстрелов!
Благодаря Китаю Россия смогла в период с 2022-го по 2023 год ситуативно решить проблему снарядного голода, а в 2024-м заручиться абсолютной поддержкой КНДР в вопросах поставок артиллерийских боеприпасов, зависимость от чего сохраняется у РОВ до сих пор. Но если бы снарядный голод российских оккупантов 2022-2023 годов усугублялся, то театр боевых действий сейчас выглядел бы совершенно по-иному. А возможно, его бы и вовсе не было – а была бы капитуляция побежденной российской оккупационной армии.
Выводы
Китай, в отличие от КНДР или Ирана, не занимается прямыми поставками продукции военного назначения России. По крайней мере – пока. Но даже на уровне продукции двойного назначения поддержка осуществляется настолько серьезная, что это позволяет стране-оккупанту не только поддерживать свое производство, но в ряде случаев и наращивать.
Патовость ситуации заключается в том, что Китай, не являющийся Украине дружественной страной от слова "совсем", для нас не должен становится откровенно враждебным, ведь при разрыве дипломатических отношений или внешнеполитической конфронтации с Пекином могут как раз начаться поставки военной компоненты в РФ. А это чревато колоссальными проблемами на фронте. Одно дело, когда потенциал КНР сконцентрирован на поддержке РОВ продукцией двойного назначения, а совсем другое – если это будут прямые отправки эшелонов с боеприпасами и военной техникой.
В любом случае на будущее не стоит забывать, на чьей стороне был Пекин в самой кровопролитной на европейской части континента войне – после Второй мировой.