После текста про неизбежность деградации России получил несколько писем о будущем Украины после войны — не будет ли там все еще хуже, ведь столько разрушено, столько беженцев, столько раненых, столько коррупции, столько проблем?
Нет. Я уверен, что ситуация в Украине в сто раз лучше, чем в России и что у Украины есть все шансы построить лучшую страну на свете. Если только хватит ума, желания, терпения и политической воли.
Представим, что завтра война будет заморожена. На самых плохих условиях — Крым, Донбасс и восток Украины под оккупантами. Что есть у Украины? Давайте поговорим про исходную точку. Но сначала немного истории. Просто для сравнения.
В Израиле в 1948 году все было гораздо хуже — не было ни оружия, ни технологий, ни союзников. Даже столица страны была потеряна. Вокруг только враги. Шимон Перес говорил: «Были болота, москиты, пустыня на юге, камни. Выбирать нужно было между комарами и камнями. Было два озера — одно мертвое, второе вымирало. Была знаменитая река — но и в ней воды не было. То есть воды не было вообще. Никаких природных ресурсов тоже не было — ни золота, ни нефти».
Украина же сохранила свою столицу и крупные города, сохранила людей, сохранила промышленность, сохранила государственность и сохранила выход к морю. В союзниках у нее практически весь Запад.
Сразу надо начинать реформы — судебная система, полиция, таможня. Для Украины будет принят новый «План Маршалла». Разрушенную советскую инфраструктуры можно менять на самую современную, сразу перепрыгнув через несколько технологических этапов. Перейти на европейскую колею (1435 мм вместо советской 1520 мм) и построить высокоскоростные железные дороги (Киев-Львов-Варшава, Киев-Одесса) с полной интеграцией в TEN-T (Trans-European Transport Network). Автобаны по немецким стандартам. 5G по всей стране (Ericsson, Nokia).
Примеров множество: Южная Корея после войны, когда было разрушено вообще все, построила современную инфраструктуру сразу. Польша в 1990-е модернизировала все транспортные системы при вступлении в ЕС.
Брать самый успешный опыт по всему миру. У Эстонии — электронное правительство и правосудие. У Финляндии — систему образования. У Швейцарии — ежедневную демократию. У Израиля — культуру хайтеков и систему подготовки резервистов. У Ирландии — опыт создания технологических хабов. У Голландии — сельское хозяйство и т.д.
Возможно привлечение европейских судей-консультантов, как в Грузии и Сингапуре. Публичные базы данных решений. Украинская таможня и автоинспеция принципиально не реформируемы. Их надо создавать с самого начала. Нужная полная прозрачность — каждая декларация онлайн. Плюс интеграция с европейской таможенной системой. Это же относится и к госзакупкам.
Низкие налоги позволят переманить к себе огромное количество иностранных компаний. С возможностью открытия любого бизнеса за 20 минут. Но самое главное — строительство институтов. Предприниматели выбирают страну по институтам, а не только по налогам. В Украине умное и образованное население, сильная математическая школа и хорошее знание английского — это тоже огромное преимущество для западных инвесторов. Нужна полная интеграция с Болонской системой — украинские дипломы будет признавать весь мир. Нужно приглашать к себе лучших европейских преподавателей.
Стоимость жизни в Киеве процентов на 40 ниже, чем в Берлине. И сотни тысяч европейских специалистов начнут перебираться в Украину. Украина — самая большая европейская страна с прекрасным климатом. При правильном подходе к сельскому хозяйству она сможет прокормить весь мир.
Я сейчас вам не про Новые Васюки рассказываю. Это все может стать реальностью. Из Польши в 90-х уезжали миллионы людей на Запад в поисках лучшей жизни, но после проведения реформ «польские сантехники» начали возвращаться. За 30 лет ВВП Польши вырос в 9 раз. Это вам не удвоение ВВП и невозможность догнать Португалию — это реальность. Нет никаких причин для застоя. Быстрое развитие страны приведет к тому, что миллионы украинцев начнут возвращаться из России в Украину. Беларусы будут массово бежать в Украину. Канадцы начнут вспоминать про бабушку из Одессы.
Теперь о том, почему ситуация в Украине будет в сто раз лучше, чем в России. Разрушенную Европу поднял не столько «План Маршалла», сколько доступ к богатому американскому рынку. Для Украины откроются двери и в Европу (450 млн потребителей) и в США (340 млн потребителей). Россия останется под санкциями, а Украина получит доступ к самым передовым технологиям. В России кредит стоит 20–25%, а у Украины будет доступ к дешевым западным кредитам в 3-5%. Плюс свобода передвижения и возможность учебы в лучших институтах мира. Весь мир заинтересован в успехе Украины — она собою прикрыла Европу от вторжения российских танковых армий. Российская армия, которая грозила за три месяца выйти к Ла-Маншу, за три года не смогла дойти до Харькова (30 км от границы). Чем сильнее будет Украина, тем прочнее будет мир в Европе.
Разница между Украиной и Россией будет как между Южной и Северной Кореями. Обе страны были разрушены войной, хотя Север был ощутимо богаче. Но Юг выбрал реформы и интеграцию в мир, а Север выбрал изоляцию и автаркию. В результате сегодня в Южной Корее ВВП на душу населения $35 000 и самые современные технологии, а в Северной Корее — $1000 и гордость за национального лидера. Российские патриоты говорят, что ничё, дескать, на картошке продержимся. Как будто смысл жизни в том, чтобы держаться на картошке.
p.s.
Главное, не наделать ошибок. Ни в коем случае нельзя предъявлять претензий к соседям — мало, дескать, нас поддерживали. Низкий поклон всем за помощь — она спасла сотни тысяч жизней. Огромное спасибо, что приняли миллионы беженцев. Мы этого никогда не забудем. Нужно ссаными тряпками выгнать из Украины РПЦ — под рясой каждого священника Гундяева просвечивают погоны ФСБ. Нужно помириться и с поляками и с евреями — никто из организаторов Волынской резни или Холокоста не может быть героем в новой Украине. У нее есть достойные сегодняшние герои. Нужно покончить с массовой коррупцией — Украина отстояла свое право не быть такой, как Россия. Нельзя заигрывать ни с национализмом, ни с религией. Нужен новый общественный договор власти и народа: мы не воруем и все платят налоги.
Еще раз подчеркну — все это реально. И не придется воевать за Крым и Донбасс. Россия сама все вернет. Или она просто развалится и Украина спокойно заберет свое. Кубань еще будет просить — возьмите нас тоже к себе.
*******
Поразительно, какое количество людей считает, что циники умнее и практичнее мечтателей. Они, дескать, знают жизнь. Они знают, что у вас ничего не выйдет, не стоит и пытаться. На самом же деле нет никого глупее и бездарнее циников — у них погасли глаза и опустились руки. Они сами ни на что не способны и вас стараются в этом же убедить. Потому, что если у вас получится что-то стоящее, то их бездарность и импотентность будут еще заметнее. Все лучшее в этом мире сделано фантазерами и мечтателями.
Давайте я вам про Тайвань расскажу. Там все было в сто раз хуже, чем в Украине.
Гоминьдан проиграл войну коммунистам, потерял вообще все и его остатки бежали на забытый Богом остров, разоренный войной и японской оккупацией. На острове, который постоянно страдал от землетрясений не было нефти, не было газа, не было полезных ископаемых. Песок для строительства приходилось завозить. Пахотной земли было очень мало — всего 25% острова, остальное — горы.
Что было? Была тотальная нищета — Тайвань был одной из беднейших стран мира. Была угроза голода. Была гиперинфляция — 3000% в год. Была постоянная угроза вторжения с материка — на оборону надо было тратить огромные деньги. Была блокада. И были люди, которые не хотели жить при коммунистах — солдаты, чиновники, интеллигенция.
Начали с жесткой денежной реформы и остановили инфляцию. 10% вместо 3000%. Потом взялись за земельный вопрос. Гоминьдан усвоил урок — на материке проиграли, потому что не провели земельную реформу и крестьяне поддержали коммунистов. Бывшую государственную японскую землю очень дешево продали крестьянам. Помещики могут владеть максимум тремя гектарами, избыток выкупается государством. В качестве компенсации — 70% облигациями и 30% акциями госпредприятий. Помещики не разорены, они стали акционерами. Их капитал перетек в промышленность. На выходе получили социальную стабильность и увеличение урожайности в полтора раза.
Потом стали стратегическим союзником Америки (американцам нужна была база против коммунистов). Получили защиту Седьмого флота США и экономической помощи на $1.5 млрд. Деньги пошли на дороги, порты и электростанции. На реформу образования. На технику и удобрения для сельского хозяйства — Тайвань быстро решил продовольственную проблему.
Затем начали поднимать промышленность — текстиль, одежда, обувь, мыло. Конкурировать с мировыми производителями еще не могли и временно закрыли свой внутренний рынок высокими пошлинами. Плюс государственные инвестиции в ключевые отрасли и кредиты для местных предпринимателей. Росли на 10% в год.
Когда внутренний рынок насытили, начали выходить на мировой. Создали специальные экспортные зоны с упрощенной бюрократией и пятилетними налоговыми каникулами. Начали биться за иностранный капитал. Помирились с Японией и начали выпускать электронику (сначала только сборка, потом собственное производство), игрушки, текстиль и обувь. Иностранный капитал дал технологии, дизайн и доступ к своим рынкам. Тайвань предоставил дешевую, но образованную рабочую силу, дисциплину и качество.
Начала давать свои плоды реформа образования. В 1945 году грамотных на острове было только 50%, к 1968 году — 95%. Был сделан упор на техническом образовании и английском языке. В результате получили высококвалифицированных рабочих, способных не только работать на сложном оборудовании, но и быстро переучиваться.
Государство сделало упор не на гигантские корпорации (как чеболи в Южной Корее), а на мелкий и средний бизнес. В результате конкуренция была огромной и рисковали компании, а не государство. В 1960-е годы рост экономики составил уже 12%, экспорт вырос в 10 раз, а безработица упала с 25% до 2%. Зарплаты выросли в три раза.
В 1970-е Чан Цзинго (сын Чан Кайши) запустил сразу десяток амбициозных проектов: порты, атомную электростанцию, нефтехимический комплекс, сталелитейный завод и судостроение. К 1980 Тайвань стал не просто сборочным цехом, а индустриальной державой. А нефтяной кризис заставил Тайвань модернизироваться еще быстрее.
В 1980-х низкотехнологичное производство начало уходить в Китай и Вьетнам, а Тайвань стал строить собственную Кремниевую долину. Рядом с двумя лучшими техническими институтами страны. Для новых компаний опять объявили пятилетние налоговые каникулы, дали доступ к талантливым студентам и дешевую землю под застройку. Получили сотни стартапов. Потом начали возвращаться студенты, которые сначала уехали в США. Тайвань давал им возможности для их реализации. Они принесли на остров технологии, связи и опыт. Средний класс на Тайване сегодня — более 70% населения. Более половины всего экспорта — хайтек. Коррупция минимальна. Вложение в образование — до 6% бюджета. На государственную службу идут лучшие студенты и в результате получается умное государство.
TSMC — одна из крупнейших компаний мира. Более 90% самых современных чипов в мире производятся на TSMC. Apple, NVIDIA, AMD, Qualcomm — все зависят от TSMC. Тайвань стал незаменимым.
Ну, расскажите мне, многомудрые циники, про Новые Васюки. Что было бы с Тайванем, если бы таких, как вы, послушали бы? Да ничего у нас не получится, да войну мы проиграли, да остров маленький. Тьфу.
p.s.




















