Через сутки после того, как россияне взорвали один из причалов морского терминала КТК (подтверждений иного – как не было, так и нет), последовала официальная реакция Казахстана в сторону Украины.
Хочу сказать, что пока мне нравится формат дискуссии. Казахстан отреагировал утром в воскресенье на уровне заявления представителя МИД. Украина ответила на таком же уровне.
На следующем круге можно обменяться мнениями начальников транспортных предприятий или заведующих ведомственными библиотеками. И желательно – ночью. Потому что эскалация дипломатических реакций – точно против интересов Казахстана.
Подчеркну ещё раз.
Казахстан не воспринимается в Украине как недружественное государство. Несмотря на членство в ОДКБ и весь комплекс связей с Россией. Ибо украинцы чётко понимают, в какой ситуации находится казахский народ.
Более того – мы с высокой вероятностью знаем, что ожидает Казахстан в будущем, как только мы отобьёмся от России. Поэтому развитие дружественных и прагматичных отношений, о чём заявил наш МИД, это не пустой звук.
В тоже время в Украине умеют работать с фактами.
Факты в том, что:
• Россия контролирует в КТК 51%. Эта труба – под контролем России, назови её хоть трижды международной;
• 51% - это Транснефть, Лукойл и Роснефть. Все – под международными санкциями;
• Помимо долей Лукойла в проектах на территории Казахстана, Россия экспортирует через КТК миллионы (6-9 млн как минимум) тонн нефти в год из прикаспийских регионов РФ и Северного Кавказа по квоте Роснефти/Транснефти. Это – на 100% российская нефть, ни капли «международных» примесей даже формально;
• Всё это генерирует для РФ сотни миллионов долларов поступлений в бюджет, из которого финансируется война против Украины.
Более того.
Казахстан остаётся одним из основных маршрутов поставок в Россию подсанкционных товаров для обеспечения войны. Не говоря уже о различного рода «параллельном импорте», который поддерживает российскую экономику. Не говоря уже об инфраструктуре для трансакций. Список можно продолжать.
Несмотря на всё это в Украине напрочь отсутствует публичный запрос нанести Казахстану какой-то вред. Вести диалог и доносить нашу позицию – да, вредить – нет.
Я наблюдаю за публикациями в медиа и соцсетях Казахстана. Невооружённым глазом видны группировки, которые пытаются разогреть антиукраинскую истерию и поссорить. Это точно не в интересах Казахстана. Раз Астана хочет пользоваться бонусами от экономического взаимодействия с ослабленной Россией – неизбежно придётся взять на себя риски партнёрства с агрессором и российскими военными преступниками.
Пока в Украине фокус общественного внимания на шагах Акорды в сторону диверсификации. Но наши казахские друзья должны понимать.
Например, сегодня ночью по жилым кварталам пригорода Киева – Вышгорода – Россия нанесла три удара БПЛА с кассетными боеприпасами. Есть жертвы. Единственная задача таких боеприпасов – убить и покалечить как можно больше людей. Т.е., нет даже намёка на «военную цель». Это сознательное военное преступление России.
В данных условиях у граждан Украины нет настроения разбираться в нюансах того, почему через Казахстан идут комплектующие на российские военные заводы, где производят ракеты и БПЛА, и почему нужно толерантно относиться к подконтрольной России трубе, которая оплачивает военное производство и наёмников. Фокус может измениться. Уверен – россияне постараются это сделать, также как они сейчас стараются обострить в Казахстане.
Так что важно понимать приоритеты.
Чем яснее будет позиция Казахстана в вопросах санкций, тем проще будет говорить о необходимости учитывать интересы. И наоборот.
И МИД Украины прав – мы не слышим от властей Казахстана публичного осуждения российских ударов по мирным украинским городам. Если не будет баланса заявлений – вот это точно «действие, наносящее ущерб двусторонним отношениям Республики Казахстан и Украины».
Ожидаем от казахской стороны принятия действенных мер по недопущению подобных инцидентов в будущем.
*******
Дождался, чтобы везде наступило утро, самые отдыхающие на выходных очнулись, провели утренние совещания и явили миру своё видение. Например, один из казахских сайтов организованно опросил «экспертов» с пророссийской позицией, весь шлак в одном месте, очень удобно.
Поделюсь некоторыми наблюдениями.
1.Прошло двое суток с момента подрыва Российской Федерацией выносного причального устройства № 2 (ВПУ-2) на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Никаких доказательств причастности Украины как не было, так и нет. Более того – у меня вообще всё больше сомнений, что был какой-то инцидент, связанный с внешним воздействием. Смахивает на акт саботажа по внутренним причинам.
Морской терминал – это режимный объект. Там в обязательном порядке есть многоуровневая система физической безопасности и видеонаблюдение. Учитывая возможности КТК, наверняка наблюдение позволяет фиксировать происходящее в тепловизионном и «ночном» режиме. В т.ч. – на ВПУ. Чтобы дачники не подплыли на матрасе и не умыкнули ценные шланги.
Т.е., не должно быть никаких проблем с тем, чтобы через полчаса после «террористической атаки» обнародовать полное видео. Однако его как не было, так и нет. Более того – момент упущен. За двое суток можно сфабриковать видео, как порт атакую дятлы верхом на дельфинах. Теперь в случае появления каких-то публикаций доверие к ним будет нулевое.
2. Пикантности добавляют такие моменты.
Как сообщает «Коммерсант», по состоянию на 21 ноября КТК уже перевалил рекордный объём нефти: порядка 65,5 млн тонн (до этого лучший результат был в 2023 г. – 63,47 млн за год!). А ведь впереди ещё месяц с лишним. По итогам года ожидался рост перевалки примерно на 15%. Планы на 2026 г. – ещё более амбициозные. Происходит это вследствие увеличения добычи на месторождении Тенгиз.
Угадайте с одного раза страну, которая не заинтересована в росте поставок на мировой рынок нефти из Казахстана.
По случайному совпадению именно эта страна формально контролирует КТК (51%) и тотально физически контролирует порт.
Более того. 27 ноября представители КТК посетили завод в ОАЭ, где изготавливают новые ВПУ. Как раз в декабре должны закончить, а в 2026 году планировали смонтировать. И буквально через день происходит «взрыв». Это очень удобно. Планировали заменить, а тут как раз взрыв.
Отгрузка нефти через ВПУ-1 возобновлена в штатном режиме. ВПУ-3 вернут из регламентных работ. Т.е., несмотря на коллективное заламывание рук, никто не почувствует изменений. А бюджет Казахстана и по итогам 2025 г., и по итогам 2026 г. получит больше денег, хоть и меньше возможного.
Если интерпретировать методами самой точной науки – конспирологии – то всё это выглядит как попытка отрегулировать годовые показатели КТК.
Хотя в жизни всё не так, как на самом деле. И завтра может оказаться, что КТК атаковала «Укрпочта» при поддержке абхазской разведки.
3. Что впечатлило.
Полистал страницы казахских СМИ на ФБ и публикации с комментариями.
Во-первых, комментариев - многие сотни. Тема живая. Есть боты (полно российских), но очень много живых людей.
Я был поражён, как много казахов прямо называют Россию агрессором, обвиняют её в несправедливой войне и поддерживают Украину. Это очень ценно.
Есть люди с разными взглядами, кто-то дистанцируется, кто-то на стороне России. Но множество людей расценивает действия Москвы как преступление. Причём – даже не через призму Украины, а примеряя на свою страну. Хотел бы сказать что-то иное. Но я также считаю, что для Казахстана есть большие риски…
Во-вторых, несколько озадачило, что многие казахи не знают реальное распределение долей в основных углеводородных проектах. Для части стало откровением, что доля Казахстана – миноритарная.
КТК – 20,75%
Тенгизшевройл – 20%
Кашаган – 16,88%
Карачаганак – 10%.
А распределение доходов – это вообще отдельная тема.
Хотя вся эта информация – открыта. В Казахстане есть деловые издания и аналитики, подробно разбирающие вопросы нефтяного сектора.
Интересно, почему?



















