"К истории про тиранов, которые панически боятся смерти и мечтают жить и править вечно" - Дмитрий Чернышов

"К истории про тиранов, которые панически боятся смерти и мечтают жить и править вечно" - Дмитрий Чернышов

Хотя на самом деле смерть — это не сбой жизни, а ее основное условие. Если бы существа не умирали, не было бы смены поколений. Если бы поколения не изменялись, не было бы эволюции. Если бы не было эволюции, не было бы и нас. Бессмертные организмы использовали бы все ресурсы и для новых существ места уже не было бы.

Смерть не разрушает материю — она разрушает только ее временную конфигурацию. Если бы смерти не было, жизнь была бы совершено невыносимой. Любой выбор можно было бы отложить. Любую любовь — не ценить. Любую ошибку — не исправлять. Смерть придает смысл жизни.

Это нормально — бояться старения, бояться боли и бояться потери близких. Но бояться смерти — глупо. "Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса. «Смерть придет, у нее будут твои глаза»". Смерть — не враг жизни. Она — причина, по которой жизнь вообще появилась и по которой каждое событие имеет значение.

В нашем организме практически все клетки постоянно обновляются. Клетки запрограммированы на самоубийство. Этот процесс называется апоптоз — аккуратная, тихая смерть клетки. Многоклеточная жизнь вообще возможна только потому, что клетки «согласились» быть смертными. Одноклеточное существо живет для деления. Клетка в теле живет и умирает ради всего организма. А такая страшная болезнь, как рак — это клетки, которые отключают апоптоз и пытаются жить вечно. При этом раковые клетки часто более живучие, чем нормальные. Они быстрее делятся, они лучше переживают дефицит кислорода. Они умеют чинить поврежденную ДНК или, наоборот, игнорировать ее поломки. Это — избыточная жизнеспособность. Клетка ставит собственное выживание выше выживания организма. И этим она в итоге убивает и себя, и своего хозяина.

И в государстве все происходит точно также. Диктатор превращается в раковую опухоль, которая отказывается обновляться и которая убивает страну.

Эпикур писал: «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Смерть — это нормально. Нам не было больно, когда мы еще не родились и нам не будет больно, когда мы умрем. Музыка тоже исчезает, когда заканчивается мелодия, но от этого тишина не становится трагедией. Смерть позволяет нам жить полной жизнью.

Автор иллюстрации: Gediminas Pranckevicius