Две недели назад я делал обзор по состоянию российского судостроения. На эту же тему позавчера «Ведомости» опубликовали точечный материл, который неплохо разошёлся в силу своей «победности». Но его надо уложить в контекст, чтобы он заиграл всеми красками.
Следите за руками.
1.В качестве одного из приоритетов развития страны власти РФ давно обозначили усовершенствование водной логистики с наращиванием перевозок как по рекам, так и в смешанной зоне «река-море». Тут всё очень логично, дополнительные пояснения не нужны.
Узким местом благородного замысла, с одной стороны, была деградация инфраструктуры (порты, подъездные пути, сервисы и др.), особенно – на реках. Её начали потихоньку реанимировать.
А с другой – стремительное устаревание флота, который в массе был построен в 1970-1980 гг. и готовился к списанию. Ввиду чего возник острый запрос на различные суда класса «река-море».
2. Ограничивающим элементом для работы на российском рынке являются габариты Волго-Донского канала. Ввиду чего крайне востребованным оказался проект многоцелевого сухогруза RSD59 класса «Волго-Дон max».
Грубо говоря – это судно с максимальными габаритами, которое может пройти Волго-Донский канал с навалочными (сыпучими, без тары) и генеральными (штучными, упакованными, в таре вплоть до контейнера) грузами разных типов (зерно, удобрения, металл, лес и т.д.). Дедвейт – 8,1 тыс. тонн в море и 5,3 тыс. т для реки.
Проект RSD59 является развитием проекта RSD49 и разработан одесской инжиниринговой компанией «Морское инженерное бюро», которая была создана в 1995 г., а в 2000 г. открыла офис в Санкт-Петербурге. Ввиду чего в российских СМИ наблюдается путаница. Часть ресурсов пишет, что корабль спроектирован в Украине, но регулярно встречается, что проект – российский и создан в Санкт-Петербурге.
Так или иначе, но продукт ворвался на рынок и с 2017 года ринулся в серию на двух площадках – Невском судостроительном и судоремонтном заводе (г. Шлиссельбург, Ленинградская область) и флагманской верфи «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород). С 2019 г. активно включилась Окская судоверфь (г. Навашино, Нижегородская область).
3. Данные о количестве построенных судов разнятся даже на сайтах проектировщиков, скрупулёзно ведущих статистику. Есть сообщения о 56 судах проекта RSD59, которые формально сданы заказчикам. И ещё 10 формально заложены и пребывают на разных стадиях достройки. Достоверно известно, что переданы 49 сухогрузов.
Если считать от мая 2017 г. (были официально заложены первые два судна) до условно 1 января 2026 г. – т.е. за 8,5 лет – то Россия выпускала порядка 7 таких сухогрузов в год.
Однако.
В 2019 г. серия вышла на проектную мощность в Нижнем Новгороде и на Окской судоверфи. Производственный цикл корабля от закладки до передачи заказчику составлял порядка 8-10 месяцев. Т.е., клепали их достаточно быстро, несколько штук одновременно.
Статистика переданных заказчикам судов по годам такова:
• 2018 – 6 (КС - 5, Ш - 1)
• 2019 – 8 (КС -7, Ш - 1)
• 2020 – 17 (КС - 10, ОС - 7)
• 2021 – 16 (КС - 7, Ш - 1, ОС - 8).
Отраслевые чиновники и производители говорили о плане выйти на 20 судов в год, а после наращивания мощностей за пару лет и это число удвоить.
Но «видимо, что-то случилось» (с).
4. Статистические данные с 2022 года не очень внятные (что-то достраивалось, с горем пополам оплачивалось) и выглядят примерно так:
• 2022 – 4 (КС – 2, ОС – 2);
• 2023 – 5 (КС – 3, Ш – 1, ОС - 1);
• 2024 – 6 (КС – 6);
• 2025 – 0...
Пикантность в том, что в России действует программа льготного лизинга судов, которую финансирует правительство через разные механизмы.
В 2023 г. Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) заключила контракт с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) на поставку 34 сухогрузов проекта RSD59 (10 - до конца 2024 года, 12 — до октября 2025-го и еще 12 — до февраля 2027-го). На эти цели предполагалось направить 30 млрд рублей, из которых 23,1 млрд - из Фонда национального благосостояния, а остальное — за счет заемных средств.
Но в декабре 2025 г. Правительство РФ утвердило документ, согласно которому число судов проекта RSD59 по программе сокращено до 18 (почти вдвое) при росте стоимости на треть – с 1,25 млрд руб. до 1,67 млрд., а сроки сдвинуты на 2028 год.
Судовладельцы говорят, что со всеми сопутствующими тратами выходит ещё дороже, в среднем – в два раза дороже, чем в Китае.
В целом российское правительство почти вдвое сократило финансирование программы льготного лизинга гражданских судов до 2028 года — с 231 млрд до 134,85 млрд рублей. Количество судов уже уменьшено с 260 до 219.
По сокращённой программе в 2025 году должны были построить и передать 8 судов RSD59. Но публичной информации на этот счёт нет. Лишь верфь «Красное Сормово» рассказывает, что борется с финансовыми проблемами...
Итого.
5. Если верить в максимальные цифры построенных судов проекта RSD59, то в 2022 – 2025 гг. (т.е., за 4 года) передано заказчикам всего 15 сухогрузов. А при темпах 2020-21 гг. (даже без учёта роста!) должны были бы построить минимум 66. Т.е., из-за полномасштабного вторжения Россия не досчиталась как минимум 50 сухогрузов только одного проекта! Хотя на рынке потребность только увеличивается.
Причиной резкого обвала производства стали не только финансовые проблемы (они обострились по ходу). Сказалось отсутствие необходимого оборудования, узлов и агрегатов.
Например, по легенде в рамках госпрограммы сухогрузы RSD59 должны быть оборудованы двумя полноповоротными винторулевыми колонками (ВКР). Они позволяют судну маневрировать в любом направлении, хоть двигаться боком.
Но, как сказал с свежем интервью один из руководителей ОСК, в 2022 г. прекратились поставки европейских ВРК. Штучно они как-то этот вопрос решили и что-то достроили, но серийно начались проблемы.
В составе ОСК есть отдельное направление – «ОСК-Движение», которое призвано «импортозаместить» иностранные движители на российские. В контексте ВРК процесс обозначили так: в 2022 г. обратились к различным китайцам, выбрали более-менее адекватных, создали совместное предприятие, скопировали документацию и начали поэтапно локализовывать производство.
Ожидается, что в первом квартале 2026 г. первый комплект ВРК для RSD59 будет изготовлен на «Красном Сормово». Но пока речь идёт о сборке из крупных компонентов, произведённых в Китае. Затем планируют наладить производство деталей в России. Что получится в итоге и как эти поделки будут работать – пока загадка.
Схожая ситуация с малооборотными двигателями для крупных морских судов (танкеров, контейнеровозов и т.д.), которые нужны России позарез. Россия требуемые двигатели не производит, и, как честно сознались в ОСК, даже в Китае их заказать нельзя, потому что присутствуют лицензируемые в «недружественных странах» элементы. Т.е., надо вкладываться с нуля. Это большие затраты и время.
В общем.
Был очень наглядный победоносный процесс, который в 2019 г. встал на рельсы и покатился, даже полетел. Но Путин решил полномасштабно вторгнуться. В результате вся Россия полномасштабно вляпалась, уже потеряла годы, и ещё потеряет.
Я привёл достаточно простой пример. Ибо сухогруз – это корытце с моторчиком. А ведь есть же гораздо более сложные вещи и процессы, которые требуют непрерывной международной кооперации.
Во всех таких компонентах Россия наращивает отставание. А поскольку сильно тратится на войну, но не развивается, основные проблемы ещё впереди.



















