"Что Украине на самом деле нужно сейчас делать?" - Наталия Радзина

"Что Украине на самом деле нужно сейчас делать?" -  Наталия Радзина

Безусловно радует, что президент Украины уже несколько раз за последнее время говорил о Беларуси, о необходимости демократических преобразований и европейском пути развития нашей страны. Однако, на мой взгляд, Владимир Зеленский слишком поздно спохватился. Многие реальные возможности для изменения ситуации в нашей стране украинским руководством были упущены.

В Давосе Зеленский упрекал Европу, что она должным образом не поддержала революцию в Беларуси в 2020 году. Это правда. Но что в это время сделала сам украинский президент? Ничего. Никакой помощи белорусские демократические силы ни тогда, ни позже не получили. Украинские власти осудили режим в Минске лишь на словах, стали называть Лукашенко самопровозглашенным президентом, но не ввели против его режима серьезных санкций. Белорусский режим получил от Украины миллиарды долларов за нефтепродукты из российской нефти, которые шли, в том числе, на укрепление силовых структур и содержание российских войск, уже находившихся на территории Беларуси.

В 2021 году, Украина, хотя и была ассоциированным с ЕС государством, не поддержали секторальные санкции, введенные Евросоюзом в отношении белорусской диктатуры. А ведь это могло бы действительно предотвратить наступление российской армии с территории Беларуси в Украину в 2022 году, о неизбежности которого белорусские оппозиционные политики предупреждали власти в Киеве на протяжении нескольких лет.

Когда началась широкомасштабная война, в Украину массово поехали воевать белорусские добровольцы. При Интернациональном легионе было создано белорусское воинское подразделение, названное полком имени Кастуся Калиновского. Тогда действительно были все шансы создать на базе этого подразделения полноценную бригаду или даже дивизию из белорусов. Нужно было только дать белорусам возможность освободить собственную страну, защитив тем самым, кстати, Украину с севера. Однако дальше нескольких заявлений Зеленского, что такая операция в перспективе возможна, дело не пошло. Белорусским добровольцам даже думать запретили о наступлении в Беларусь.

Тысяча граждан Беларуси героически сражались за свободу Украины, около ста человек погибли. Сегодня полка Калиновского, по сути, больше не существует. Потому что белорусам не дали возможности освободить свою страну, а также из-за отсутствия реальной помощи полку со стороны офиса Светланы Тихановской, которая сидит на огромных финансовых потоках, но не задействовала свои возможности для помощи белорусскому добровольческому движению.

Сотни белорусских добровольцев продолжают бороться за Украину в разных частям ВСУ. Им сегодня нужна поддержка точно также, как и белорусским ветеранам войны в Украине.

Почему Владимир Зеленский именно сейчас стал больше говорить о Беларуси? Мне кажется, что это просто попытка троллинга и шантажа Лукашенко, попытка показать ему, что если будешь нам угрожать «Орешником», мы можем поддержать твою оппозицию. Не более того. Очень хочу ошибиться, но пока качественного изменения отношения к белорусской демократической оппозиции и белорусским добровольцам я не вижу.

Думаю, встреча Зеленского с Тихановской слишком переоценена. Состоялся короткий разговор в рамках мероприятий в честь годовщины Январского восстания 1863 года. Вероятно, по просьбе польского или литовского президентов. Хорошо, что белорусская оппозиция была представлена на этом мероприятии, но давайте дождемся конкретных действий, а не просто слов и шуток про шпица Лукашенко.

Кстати, хотя прав у белорусов в собственной стране действительно сегодня практически нет, сравнивать белорусский народ с собакой украинскому президенту не стоило. Да и вообще не стоит шутить о трагедии целой нации, лучшие представители которой находятся в нечеловеческих условиях в тюрьмах.

За пять лет мы увидели сотни встреч Светланы Тихановской с мировыми лидерами, однако практический результат ее вояжей — чаще нулевой. Наоборот, отношение к белорусам в странах ЕС и США только ухудшается, а стратегии в отношении Беларуси у Запада как не было, так и нет. Все ограничивается протокольными фотографиями и пустыми заявлениями.

Поэтому от ее встречи с украинским президентом я тоже особо ничего не жду. Что они обсуждали по сообщению пресс-службы? Тихановская просила Зеленского назначить специального представителя по связям с демократической оппозицией, активизировать сотрудничество украинских государственных органов с ее представителями и начать обсуждение вероятности уголовного преследование Лукашенко в рамках МУС. Как все это приблизит Беларусь к свободе? Никак.

Что Украине на самом деле нужно сейчас делать? Осознать наконец, что без освобождения Беларуси угроза с севера для страны будет сохраняться. Убеждать в этом западных союзников, которые сами находятся под угрозой, в первую очередь, страны Балтии и Польшу. Совместно с европейскими странами формировать стратегию освобождения Беларуси, в том числе, в зависимости от ситуации, и военным путем. С учетом того, что Лукашенко (а, значит, Путин) продолжают угрожать европейским странам ядерными ракетами, и Украина, и страны ЕС имеют право действовать превентивно в целях самозащиты и собственной безопасности