"Спасём Европу" - Алексей Копытько

"Спасём Европу" - Алексей Копытько

В сети с воодушевлением обсуждают публикацию большевистской газеты WSJ, где описано драматичное доминирование украинских воинов на тактическом уровне (!) над натовской военщиной.

Я сам стараюсь не упускать возможности подчеркнуть успехи наших, потому что очень часто достижения тонут в рутине и негативе. Но всякий успех надо укладывать в контекст, особенно – вызывающий эйфорию.

1.Какое-то время назад я написал, что НАТО не успеет даже развернуть свой потенциал без чувствительных потерь. За что меня порицали, мол, перегибаю. Но раз наши на уровне бригады/батальонов разматывают натовцев, то и россияне справятся не хуже. Это – основной вывод. И они точно подготовятся ЗАРАНЕЕ для диверсий внутри ЕС/НАТО.

В длительном конфликте и на стратегическом уровне у РФ ноль шансов против НАТО. Вообще никаких.

Факт в том, что РФ (снова) рассчитывает на блицкриг. На этот раз - оперативного /оперативно-тактического уровня, когда натовская машина не успеет развернуться, а потом ей свяжут руки дипломатией и внутренним саботажем.

Это снова будет ошибка, потому что натовская военщина и европейские общества, при всей нашей любви их порицать, с опозданием, но придут в тонус. И размажут россиян.

Что будет означать продолжительную войну (месяцы как минимум) с жертвами и разрушениями. И потерей динамики на годы, чем воспользуются все – от Пекина и Вашингтона, до Оттавы и Дели.

Ввиду чего приоритетом для вменяемых европейских военных и политиков является НЕДОПУЩЕНИЕ войны с РФ. Не победа в горячей фазе, а именно её недопущение.

И часть дискуссии должна смещаться в эту область. Потому что недопущение подразумевает комплекс условий в БУДУЩЕМ. А честных разговоров о будущем мы (в том числе – по объективным причинам, чтобы не размывать фокус с горящих потребностей фронта) избегаем.

Из-за этого начинают доминировать абсолютно глупые и несоответствующие интересам Украины подходы. Которые подсветил рептилоид Ишингер, где Украина мыслится как разменный «щит по вызову».

Украина ещё пару лет погорит и поумирает. За это время Европа подготовится. Россия оценит и побоится нападать. Примерно так видится.

Что ошибочно.

НЕДОПУЩЕНИЕ агрессии России против Европы зависит только от одного фактора – роли и места Украины в архитектуре европейской безопасности.

Европейские армии НЕ ПОДГОТОВЯТСЯ заблаговременно, пока не поучаствуют в реальной современной войне.

Как северные корейцы, китайцы, иранцы, колумбийцы и др.

Особо пикантно будет, когда россияне бросят против Европы мобилизованных на оккупированных территориях Украины. Выжившая штурмовая пехота из донецких, луганских, а через время – из Запорожья и Херсонщины, даст фору любым бурятам и перекусит любых натовцев. А ярости и мотивов у неё будет – мама не горюй! Правда – она вот такая.

Если же Украина в военном союзе в Европой и готова будет вступить в войну, россияне точно задумаются.

Потому что европейцев они считают слабыми. А украинцев они слабыми не считают. И уже знают, что с украинцами быстро не получится.

Поэтому весь фокус их усилий направлен на обеспечение «нейтралитета» Украины (хотя это пытаются замыливать всякой ерундой).

Когда Украина не участвует, вариант успешного блицкрига с фиксацией достижений и переговорной вознёй выглядит гораздо реалистичнее.

Возникает предельно логичный вопрос: если вдруг каким-то образом будет обеспечено прекращение огня, то какие мотивы у Украины снова лезть в войну в роли «щита»? Особенно с пониманием, что на театре против страны ЕС/НАТО война может быть скоротечной, а у нас опять выльется в тягучую кровавую кашу?

И вот тут начинают проявляться очень прикладные вещи.

2. У нас уже выросла буйная культура разбирать ошибки настоящего и некие подходы к их исправлению. Но категорически недостаточно моделирования через картинки будущего. Что полезно в качестве упражнения и даёт определённые подсказки.

Гипотетически посмотрим через призму Харькова. Просто очень наглядно раскрывает траекторию Украины.

Предположим, что с 1 марта/апреля/мая/июня…/ноября начинается прекращение огня. В городе становится безопасно.

Как показали в своём замечательном исследовании Татьяна Зуб и Polina Alpatova (очень надо свежее на эту тему!!!), львиная доля харьковчан, переместившихся внутри Украины, и немало тех, кто выехал за границу, спят и видят, чтобы вернуться домой. Отчасти потому, что просто хотят домой и не хотят больше нигде. Отчасти, потому что есть жильё и дешевле выживать.

Также через время с фронта вернутся десятки тысяч жителей города.

Воссоединятся семьи, будет этап безграничного счастья, который сменится этапом осознания потерь и определения дальнейшей жизненной траектории.

Где окажутся все эти люди? Примерно 1,5 млн человек + какая-та часть жителей нашей области и других областей, которым просто некуда ехать.

Если мы исходим из позиции, что Россия – долгосрочный враг, то Харьков на обозримое будущее превращается в тупик.

Можно заменить это красивым эвфемизмом «европейский форпост на фронтире». Но для краткости и по сути - тупик.

Однако тупик-миллионник с громадными логистическими, индустриальными, образовательно-научными и культурными надстройками – это нонсенс. Что означает два сценария.

Либо деградацию города до адекватного задаче статуса гарнизонного центра. Где гнездится армия и обслуга армии из числа ремесленников, лекарей, бродячих артистов, борделей и разных аферистов. Но это совершенно другая среда, другой уклад. И другая численность населения.

Мы ж всё это проходили. Харьков жил в такой модели 150 лет, пока не развернулись ярмарки и Университет. Це ж було вже! (с)

Либо потребуются масштабные политически (поначалу - не экономически) обусловленные инвестиции и особые правовые режимы, которые будут искусственно поддерживать многомерную жизнь в городе, создавая рабочие места и качественную среду.

Много-много рабочих мест в невоенном секторе плюс современный ОПК – это ключевое. Без них не будет возможности удерживать те цивилизационные надстройки, которыми сейчас славится город.

Второе (инвестиции и др.) возможно только при условии, что Украина (и Харьков как её часть) будет интегрирована в общеевропейскую конструкцию (или конструкцию нескольких ведущих стран) на долгосрочной основе. И значительная доля издержек будет переложена на внешнее сообщество.

Потому что в тупике всё дороже и далеко не каждый при прочих равных условиях захочет там жить.

Тогда теоретически можно бороться за форпост в виде «Сеула». Что подразумевает целый спектр условий и практических ходов.

Самое наглядное – восстановление работы аэропорта (что без согласия России невозможно; придётся либо заставить, либо расторговывать).

3. Что мы имеем сейчас?

Европа готова нам платить как «щиту по вызову». Цинично и честно. Но оплата «щиту» не предполагает ресурсов на поддержание интенсивной образовательной, культурной и научной жизни в тупике. Это ж очевидно?

Что будет в связи с этим?

Даже в условиях мира отсутствие работы, деградация и ухудшение качества жизни вызовут страшное разочарование и ресентимент.

Возникнет почва для подъёма настроений, которые сейчас в городе на уровне ниже плинтуса, но которые Россия пытается (безуспешно) раздувать.

И за пару лет, которые РФ потратит на возобновление военного потенциала (Ишингер так считает), с помощью «поджога» деградирующего Харькова можно будет исключить Украину из оборонительной архитектуры Европы.

У Европы даже теоретически не будет «щита».

Мы станем проблемой и никому не сможем помочь. Обеспечив тем самым искомый для Кремля «нейтралитет».

Но это щадящий вариант. Реальность может быть хуже.

Мы уже видим открытые попытки Европы организовать прямой разговор с Россией. И в категориях циничных рептилоидов это логично. Объективно – и в Москве, и в европейских столицах есть взаимный интерес к возобновлению сотрудничества, они будут сохранять и развивать контакты.

В прикладном плане это может означать, что Харьков превратится в тупик, нас продолжат воодушевлять аплодисментами по поводу стойкости. Мы будем стоять на стене и потрясать дрекольем в сторону одичалых.

А условные Брест, Гродно, Вильнюс, Нарва вернут статус хабов. Через них будет развиваться торговля. С тяжестью на сердце и мысленной поддержкой несчастных храбрых украинцев, не без этого.

Лукашенко уже массажируют. Колесникова уже предлагает ослабить санкции. Ну, есть же мозг, чтобы посмотреть на шаг дальше?

Теперь воскликните десять раз «это обидно и невозможно!» и пойдём дальше.

Если взаимодействие с Россией для Европы (которая в официальных документах пишет: Россия – долгосрочный враг) возможно и даже желаемо, то Украина должна получить адекватную компенсацию своего оборонно-тупикового статуса. Не Львов, а Харьков должен получить (Днепр, Запорожье, Херсон, Сумы, Николаев, Одесса и т.д.). Институционально, ресурсно.

Либо неизбежно (!) возникнет ощущение несправедливости и позывы договариваться без Европы и даже против Европы.

Это – не больший цинизм, чем озвучивание тезиса «пусть Украина воюет, пока нам выгодно».

В этом моменте вместо заламывания рук и критики надо записывать в столбик важные позиции, которые предстоит защитить.

5. Снова придётся возвращаться в 2023 и даже 2021 годы.

Как на практике может выглядеть союзничество и «гарантии безопасности»? Они сводятся к двум трекам.

Первый. В конкретной Германии, конкретной Франции, конкретной Дании и др. принимаются законы, которые постановляют ближайшие лет 20 (как минимум - 7 лет, на которые планирует ЕС) направлять через государственный бюджет определённый % ВВП на усиление обороны и обеспечение развития Украины как инвестиции в оборону конкретной Германии/.. и коллективную оборону.

Пусть это будет немецкий, французский, бельгийский бизнес со страховкой своих столиц - но он должен зайти сюда, а не перебрасывать что-то через забор.

Нет в законе, нет в бюджете страны – значит, фикция. Для понимания: 0,25% ВВП стран ЕС (без Норвегии и Британии) – это порядка $45 млрд в год.

ДОЛГОСРОЧНО и для МИРНОГО времени. А не для краткосрочной оплаты "щита".

Естественно, должны быть отменены нелепые условия, типа запрета на использование внешних средств для прямого финансирования украинской армии.

Это можно «расщепить» уже сейчас для большей прозрачности. Скажем, денежное обеспечение воинов ПВО обеспечивает условный Люксембург, ДССТ финансирует Бельгия, логистов – Нидерланды, а медсилы - Австрия.

Этот концепт был первично подготовлен в мае 2023 г. и с осени должен был полететь. Частично он катится в формате «оплаты щита». Чего мало.

Второй. В районе Гоптовки (переход на границе с РФ в Харьковской области) устанавливается красивая будка. В ней размещается самый безоружный и безопасный человек в мире, но представляющий агрессивную лихтенштейнскую военщину.

С очень чётким посылом: этот человек никому не угрожает. Он просто не может никому угрожать, ему запрещено смотреть в сторону России.

Но если вдруг он окажется в опасности со стороны РФ, запускается механизм его защиты.

И этот механизм заключается не в том, что некая помощь пересекает польскую границу во Львовской области или словацкую в Закарпатье. «Помощь» включается от Кольского полуострова, на всех международных торговых маршрутах, на всех российских объектах вне РФ, в глобальной финансовой сфере и т.д.

Концепт с 5 будками (Харьков, Краматорск, Мариуполь, Херсон, о. Змеиный) предлагался в 2021 году. Но был воспринят партнёрами как страшная эскалация.

С учётом опыта войны зеркально в условной Нарве устанавливается будка, в которой размещается самый безоружный украинец. С такой же логикой.

Вот тогда это становится похоже на НЕДОПУЩЕНИЕ войны.

Но и это не всё.

6. Скудоумные демагоги в Украине приучают граждан шарахаться от фразы «сосуществование с Россией». Мол зрада и ганьба. Между тем любой вариант будущего, в котором Россия магически не исчезает – это сосуществование. А зрада или перемога определяется «модальностью», наполнением сосуществования.

Сейчас на столе для Украины (Харькова) только одна модальность: даже в случае прекращения огня – вражда на обозримое будущее, ров и крокодилы. Т.е., агрессивный тупик.

При этом Европа точно не видит для себя такого будущего. И сразу же (!!!) после гипотетической подморозки начнёт яростно принимать меры для возобновления присутствия в России.

Потому что это будут делать американцы и другие замечательные люди.

Ведь будет именно так, не правда ли?

Европейские партнёры с позиции высоких ценностей обоснуют это взаимодействие тысячей разных способов. Ради мира и процветания землян! Они умные и рациональные люди. Плюс у них в этом большой опыт.

Кто-то думает, что будет иначе? Подумайте ещё раз.

Напомню, что после ВМВ прошло всего 10 лет, прежде чем бывшие враги заключили военный союз (!) с ФРГ. Где нацисты в массе просто сделали шаг назад, а реабилитация экономических столпов рейха, в том числе – заработавших состояние на отъёме имущества жертв нацизма и рабском труде узников концлагерей, началась уже в 1947-49 гг…

А ведь перед этим в пределах жизни одного поколения ещё ж была ПМВ, где высокие стороны в грязных окопах взаимно истребили миллионы соседей. Так что не будет длительного воздержания.

Поэтому вполне адекватной традиционным европейским ценностям является формула: если Европа хочет гарантий вступления Украины в войну против России, но при этом рассчитывает на возобновление связей с РФ, то вся инфраструктура обеспечения этого «сосуществования» и модерации процесса должна быть развёрнута в Украине. Конкретно – в Харькове, в Сумах. По морской торговле и санкциям – в Одессе. И т.д.

Милости просим – восстанавливайте инфраструктуру для своих штаб-квартир, завозите чиновников в промышленных объёмах, и т.д. Зеркальные институции с российской стороны предлагаем развернуть в Белгороде.

Внезапным партнёром в этой истории может стать Китай, который заинтересован в продвижении своих товаров с востока на запад. Для этого нужно прекратить стрельбу, сделать проходы в минных полях и гарантировать тишину. Это - сухопутный коридор шириной 800 км плюс Чёрное море. Достойный бонус.

Не хотите китайцев? Ну, компенсируйте.

Если об этом не говорить, то такая инфраструктура всё равно будет создана. Только в условном Минске и условном Вильнюсе.

И это запустит все те драматичные процессы, о которых я упомянул выше. Ресентимент. Дестабилизация. Россия увидит шанс. Война.

Преимущество размещения именно в Украине инфраструктуры обеспечения сосуществования с РФ (включая трибуналы) в том, что как только замаячит малейшая деэскалация, в Европе резко активизируется противодействие оборонным программам. Они могут не выйти на уровень сдерживания. События на Олимпиаде об этом кричат.

А мы точно не слезем. И спасём Европу от этого блуда. Потому что со всех сторон на выезде из Харькова – кладбища с сотнями/тысячами флагов на могилах…

Плюс в какой-то перспективе это даст возможность выйти на дипломатический трек восстановления территориальной целостности и демонстрации другим агрессорам, что агрессия не поощряется, всё придётся вернуть и компенсировать ущерб…

Любой другой подход означает, что его бенефициары - не только не в Украине, но и не в Европе.

Ставка на другой подход – это обратный отсчёт для Европы...