21 сентября (8 – по старому стилю) празднуем Рождество Богородицы. В этот день в христианских церквях рассказывают про Рождество Богородицы.
…Очень давно, до появления на свет Иисуса Христа, на Святой Земле Палестины, жила семейная пара. Мужа звали Иоаким, а жену – Анна. Они были состоятельными людьми, делали много добра и всегда ходили в храм. Но, к огромному несчастью, не было у них детей. А по учению религии отсутствие детей – это проклятие.
Отчаявшись, Иоаким пошел в пустыню, построил себе там жилище и решил больше не возвращаться к жене. Все время проводил он в молитвах. Анна осталась сама, долго и безутешно рыдая. Пришла годовщина их свадьбы. Анна вышла в сад, и, в слезах, начала умолять Бога смилостивиться над их парой. И так искренне она молилась, что Бог услышал её. Ангел явился ей и подарил надежду. Вскоре из пустыни вернулся Иоаким, а через некоторое время у них родилась девочка, которую назвали Мария.
На свет появилась не просто хорошенькая девочка, а будущая Мать Иисуса Христа, Спасителя мира. Рождеству Богородицы радуются и небо, и земля. Взволнованно звучит обращение к людям: «Торжествуйте, радуйтесь, веселитесь и пойте. Сегодня пусть веселится небо, пусть радуется земля…».
В Святом Евангелии ничего не сказано про Рождество Божьей Матери, про её молодые годы и не упомянуты имена её праведных родителей. Про все события из жизни Богородицы мы узнаем из апокрифов- книг, которые Церковь считает не аутотентичными. Но именно в апокрифе «Протоевангелие Якова», который очень почитают святые мужи, мы находим факты про Рождество и жизнь Девы Марии , рассказ об её родителях. Также встречаются упоминания у Св.Златоуста, Св. Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V столетии про праздник говорится в служебнике Геласия. Службы Божьи по случаю этого праздника начали справлять в IV столетии Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит.
Образ Девы Марии органично вошел в пракультуру древних верований украинцев. Это не просто Дева, это Мать Иисуса Христа, Спасителя всего грешного мира. Мария – хранительница домашнего очага, великая помощница женщин при родах, воспитании детей. Произошло перенесения функции оберега (защиты женщин и детей) из древних учений про богиню Мокошу (Берегиню) на Матерь Сына Божьего Марию. И славит Марию украинский народ, ибо Мать – это великая святыня, которую возвеличивают и очень уважают с давних времен.
Во всей Украине в этот день добывали новый огонь – старый огонь гасили, а новый (живой) добывали. Живой огонь добывался только трением дерева об дерево или высекался огнивом на сухие щепки. Сегодня, наверное, найти огниво невозможно. А вот еще тридцать лет тому назад, в деревне моего детства Колоденцы Каменка-Бугского района Львовской области, моя бабка Ирина Михайловна, приносила с чердака огниво, и, прочитав «Отче наш» и «Богородице Дево», высекала в печи новый огонь. В печь, где выпекался хлеб, закладывали новые сухие дрова, и через миг новый огонь уже ярко полыхал, разогревая камни. Когда дрова в печи выгорали, за 3-4 часа, садили 16 хлебов. Запах душистого хлеба с золотистой корочкой – это теплый запах моего далекого детства.
В центральной и восточной Украине праздновали праздник Рожениц. Бездетные женщины заказывали Божью службу, а после неё в складчину устраивали обед, на который приглашали бедных крестьян, чтобы те, отобедав, «молилися перед Богородицею за її діти».
К Рождению Богородицы прятали на зиму пчелиные рои, а в гости к молодым семьям ходили родители и родственники. Этот праздник означал завершение летних полевых работ и начало зимнего цикла.