Советское вторжение в Финляндию в ноябре 1939 года поразительно похоже на российское вторжение в Украину в феврале 2022 года. Сейчас Россия совершает многие из тех же ошибок, что и во время своей военного провала почти 100 лет назад. Финляндия находилась под властью Швеции и России до 1918 года; Украина отделилась от Советского Союза только в 1991 году. Обе страны недавно обрели свою драгоценную независимость и были полны решимости бороться за нее.
В обеих войнах проявились одни и те же трагические элементы: неверные разведданные русских, ошибочные ожидания быстрой победы с малыми потерями, жестокое вторжение в более слабую страну, бомбардировки городов, нападения на гражданское население, плохая подготовка, плохое снабжение, низкий моральный дух, нежелание сражаться, унизительные поражения, всеобщее осуждение, отсутствие вмешательства союзников и обнажение военной слабости. Краткое описание финской войны проясняет эти параллели.
Ссылаясь на соображения безопасности, Советы утверждали: так как граница находилась всего в 20 милях от Ленинграда, с финской территории могут производиться артиллерийские обстрелы города. Следовательно, ее нужно отодвинуть. Москва также ошибочно утверждала, что Финляндия начала войну, стреляя через линию границы и убивая солдат. Автор пропагандистской статьи, появившейся в газете «Правда» 3 ноября 1939 года, заявил: «Мы собираемся идти своим путем, независимо от того, куда он может привести. Мы позаботимся о том, чтобы Советский Союз и его границы были защищены, уничтожим все препятствия, чтобы достичь нашей цели».
Советский Союз не объявил войну, но заявил, что спасает Финляндию от нацистов, и начал воздушное нападение на гораздо более слабую страну. Москва планировала короткую кампанию, которая должна была закончиться за 10-12 дней. В своей автобиографии «Хрущев вспоминает» (1970) советский лидер писал: «Мы думали, что достаточно немного повысить голос, и финны подчинятся. Если бы это не сработало, мы могли бы сделать один выстрел, и финны подняли бы руки вверх и сдались».
У Советов было подавляющее военное превосходство. Равнинный ландшафт позволил провести массированное танковое вторжение, но техника застревала в канавах, попадала в бесконечные пробки и уничтожалась бутылками с зажигательной смесью, брошенными с близкого расстояния. Советские войска подвергли массированной бомбардировке гражданские объекты, а их самолеты атаковали тысячи беженцев, которые отчаянно пытались бежать из городов и поселков.
Западные военные корреспонденты находились в Хельсинки и не могли предоставить точные репортажи с постоянно меняющихся фронтов.
Советским солдатам не говорили, что они идут на войну, и у них был низкий моральный дух. Финны обнаружили, что «русские военнопленные замерзали, голодали и болели. В некоторых дивизиях только 60% солдат прошли военную подготовку», - рассказывают Элоиз Энгл и Лаури Паананен в книге «Зимняя война» (1973). Многие войска прибыли из отдаленных регионов на востоке России, и у них вообще не было подготовки. Советские военнопленные сообщали, что им не хватало боеприпасов и топлива. Армия была истощена, многие отказывались наступать, и советские войска казнили десятки собственных солдат.
Тактика, которой учили военные учебники, была бесполезна, а доклады советской разведки сразу же устаревали: «В рядах красного командования отсутствовало творческое руководство; они сражались в соответствии с правилами и, казалось, не допускали никаких отклонений, даже когда этого требовала ситуация, - пишут Энгл и Паананен. - То, что каждый приказ сначала должен быть одобрен политическими лидерами, неизбежно приводило к задержкам и путанице, снижению инициативы и страху перед ответственностью».
У финнов, которые сражались на знакомой местности и защищалисвою страну, моральный дух был гораздо выше. Хорошо оснащенные и одетые в белую маскировку, они использовали оленей, чтобы тянуть сани по снегу, и у них были мобильные лыжные отряды, оснащенные высокоскоростными винтовками. У советских солдат, которые думали, что им удастся быстро победить, не было зимней одежды. Когда температура упала до -40, тысячи солдат замерзли насмерть. Финляндия оказала гораздо более сильное сопротивление, чем ожидалось, и война продолжалась почти 4 месяца, с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Финский командующий, фельдмаршал Карл Маннергейм, служивший в царской армии, сказал: «Я не думал, что мои собственные люди могут быть настолько хороши, а русские - настолько плохи».
Первые атаки Советов удалось отбить благодаря героическому сопротивлению; массовые пехотные атаки привели к тяжелым потерям, и потери советских войск были гораздо больше. Несколько советских генералов, командовавших деморализованными людьми, находясь на фронте, вместо того, чтобы руководить сражением из тыла, погибли. Сталин, ликвидировавший большинство генералов во время недавних чисток, «был в бешенстве от новостей с финского фронта», - пишут Энгл и Паананен: - Большой дебют Красной Армии проваливался с треском». Но Советский Союз не мог ни вывести войска, ни признать поражение без огромной потери престижа. Его политические лидеры, которых все ненавидели и презирали, беспокоились о насмешках мирового сообщества и чести Красной Армии.
Немотивированные советские солдаты не понимали, зачем они ведут эту войну. Один пленный признался: «У нас много больных и раненых. Нашим командирам трудно оправдать наше пребывание здесь и найти дорогу на этой незнакомой территории». Пленный полковник спросил: «Кому нужна эта война, особенно эти сражения? Ради чего? Почему эти молодые люди должны были погибнуть?». Но Советы продолжали свои атаки, поддерживаемые массированными бомбардировками и авиаударами, и неизбежно выиграли войну.
Финское сопротивление вызвало сочувствие во всем мире, но получило лишь неэффективные предложения помощи со стороны Запада. Через 3 месяца после начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года Швеция оставалась нейтральной, и ни одна из союзных стран не хотела ввязываться в этот локальный конфликт. В своей речи от 20 января 1940 года Уинстон Черчилль использовал воодушевляющую риторику: «Только Финляндия - превосходная, нет, возвышенная в пасти опасности - Финляндия показывает, на что способны свободные люди. Услуга, оказанная Финляндией человечеству, поразительна… Мы не можем сказать, какой будет судьба Финляндии, но для остатков цивилизованного человечества не может быть более скорбного зрелища, чем то, что эта великолепная северная раса должна быть, наконец, измотана и сведена к рабству, что хуже смерти, тупой грубой силой, обладающей численным преимуществом». Но Великобритания, которая в то время вела свою собственную войну, не могла оказать существенной помощи.
Советы не хотели оккупировать Финляндию, где партизанские действия могли продолжаться бесконечно. Но после разгрома финнов они выторговали крайне жесткие условия мира. Финляндия была вынуждена отдать примерно одну девятую часть своей территории вдоль 800-мильной российской границы. Она потеряла свое самое большое озеро, второй по величине город, главный порт на Северном Ледовитом океане, стратегический порт на южном побережье, весь Карельский перешеек с 12% финского населения и 22,000 квадратных миль земли. Потери составили 25,000 убитых и 55,000 раненых, 450,000 человек были вынуждены покинуть свои дома.
Война показала слабость советской армии. Миллион советских солдат погибли, 1,000 самолетов сбито, 2,300 танков уничтожено. Ее очевидные и фатальные недостатки побудили Гитлера вторгнуться в Россию в июне 1941 года. Эрнест и Тревор Дюпюи в своей авторитетной военной энциклопедии (1993) пришли к выводу, что «советское наступление было спланировано по-дилетантски, без учета местности, погоды и логистических проблем». Хрущев признался: «Все мы - и прежде всего Сталин - видели в нашей победе поражение финнам. Это было опасное поражение, потому что оно укрепляло убеждение наших врагов в том, что Советский Союз - это колосс на глиняных ногах».
Даже если Россия не потерпит сокрушительное поражение в Украине, ей грозит другая экономическая и политическая катастрофа.