Владение двумя и более языками дает детям определенные преимущества в общении. Дети, с ранних лет говорящие на двух языках, лучше ориентируются в разговоре и распознают ложь и излишнюю информацию, чем их ровесники. Это выяснили ученые из Великобритании, Японии и Италии в исследовании, опубликованном в издании PLoS ONE.
Ученые проводили тесты на распознавание нарушений с детьми в возрасте от трех до семи лет, которые с детства разговаривали на одном или нескольких языках: итальянском, немецком, английском и японском. В двух группах 169 детей должны были, глядя на изображения разговоров кукол, сказать, какая из них говорила неправду или грубости или сообщала лишнюю информацию.
Ученые сделали выводы, что использование ребенком в процессе воспитания более одного языка усиливает его металингвистические способности. Сигал с коллегами обнаружили, что дети — итальянцы, живущие у границы с Австрией и владеющие итальянским и немецким, в среднем, лучше выполняли тест, чем их одноязычные ровесники из тех же мест. Так же как и дети, знающие японский и английский, по тестам обогнали тех, кто говорил только на японском.
Исследователи исключили влияние среды, насколько это было возможно, подобрав участников экспериментов из схожих по социальному статусу семей, с похожим уровнем образования и другими факторами, которые могут влиять на навыки общения.
Культурные отличия, тем не менее, проявились в том, как дети понимали нарушения отдельных правил. Например, японцы не всегда считали ответ неадекватным или глупым, возможно, полагая, что он соответствует ожиданиям говорящего.