"В 1996 году исследователь обнаружил, что один из предков поэта Александра Пушкина родился в Логоне-Бирни (Камерун). Эта деревня, терзаемая наводнениями, этнической напряженностью и "Боко Харамом", хотела воспользоваться этим пируэтом истории", - сообщают Джоан Тилуэн и Серж Мишель в Le Monde.
В 1996 году русскоговорящий бенинский ученый Дьёдонне Гнамманку, отучившийся в Университете дружбы народов в Москве, опубликовал биографию Абрама Ганнибала, в которой говорится, что прадед Пушкина родился не в Абиссинии, как принято считать, а в этой камерунской деревне, которой сейчас портит жизнь "Боко Харам".
"В своей книге Гнамманку установил, что Ганнибал - принц [камерунского народа] котоко, родившийся в 1696 году, был похищен в возрасте 7 лет, во время купания в реке, работорговцами с юга арабской Ливии, которые увезли его на побережье Триполи и продали оттоманам, - говорится в статье. - Маленький пленник поражал благородством манер и оказался при дворе турецкого султана, который подарил его русскому царю. (...) Петр Великий усыновил его и отправил учиться военному делу во Францию".
"Открытие бенинского ученого подняло бурю среди сторонников эфиопского происхождения [Ганнибала], часто вызванную определенным расизмом, - утверждают журналисты. - Абиссиния (...) была империей, как и православная Россия, и ее никогда не колонизировали. Однако камерунский след поддержал французский лингвист Анри Турнье, почетный старший научный сотрудник Национального центра научных исследований (Франция). Долгое время он относился к этой теории скептически, но теперь убежден: "Надпись латинскими буквами FVMMO, найденная на гербе российского Ганнибала, означает "Давайте сражаться!" на языке котоко".
Сыграть на пушкинской карте не получилось не от недостатка стараний, утверждают авторы статьи. У местных властей была мечта снять фильм о Логоне-Бирни. Местный султан устроил пышный прием для российской делегации. В 2000 году в Москве побывала делегация журналистов и функционеров. Ожидался визит российского посла в Нджамене, но приехал только атташе по культуре. И ничего из этого не вышло.
"Маленький музей Ганнибала в центре деревни закрылся", - говорится в статье. "Молодые люди не интересуются историей, - сетует султан. - Они только слушают мусульманских отшельников, которые говорят им, что такое харам и кто не попадет в рай". По словам автора статьи, местной молодежи нужна работа, а не история.