"Океаны зерна" - книга Скотта Рейнольдса Нельсона очень важна для понимания происходящих в мире событий.
На примере истории жизни Александра Львовича Парвуса (Гельфанда) автор рассматривает как потоки условно дешевого продовольствия изменили современный мир.
Высокие цены на зерно или его дефицит, постоянно провоцировали мировые войны и социальные революции.
Александр Парвус был одним из недооцененных теоретиков марксизма.
Его статьи использовали в своих теоретических работах Ленин и Троцкий.
Парвус одним из первых сформулировал теорию "перманентной мировой пролетарской революции".
Его ключевые работы: «Мировой рынок и сельскохозяйственный кризис», «Колониальная политика и крушение капиталистического строя».
Парвус ранее Ленина начал разрабатывать тему империализма и колониальной политики развитых стран как таковой.
Он также впервые осознал политэкономическую суть "дешевого зерна" для социальной трансформации глобального общества.
Его причисляли то к масонским ложам, то он становился официальным представителем концерна Круппа в воюющей Турции.
Парвус становится ключевым экономическим советником младотурок, политической группы, взявшей власть в Турции после турецкой буржуазной революции.
Его идеи концентрации дешевого сырья в стране для развития промышленности и переработки в дальнейшем стали основой промышленной политики Ататюрка.
Одна из контроверсионных страниц его биографии - это «Меморандум д-ра Гельфанда», который он в 1915 году представил на рассмотрение германскому правительству и который касался плана по "развалу Российской империи" за счет высоких цен на продовольствие, роста социального напряжения и "восстания национальных периферий".
Под этот план Парвус получил в Германии достаточно большую сумму в 2 млн марок.
Уроженец Минской губернии, он хорошо знал специфику империи Романовых.
Парвус финансировал и Спілку Визволення України, в которую входил Донцов, Дорошенко и некоторые другие деятели национального восстания в Украине.
Его "зерновая модель" в дальнейшем была использована кайзеровской Германией в процессе оккупации Украины в 1918 году - ключевая задача, которая ставилась в Берлине правительству гетмана Скоропадского заключалась в постоянной выкачке в Германию максимально возможных объемов продовольствия.
До сих пор непонятна роль Парвуса в отправке Ленина из Германии "в пломбированном дипломатическом вагоне" в сопровождении офицеров немецкого генштаба.
По этому поводу есть ряд противоположных мнений, но углубляться в детали не будем.
Скажу только, что оценки здесь очень полярны: от "демона революции" до "нулевого вклада в революционные события 1917 года".
В нацистской Германии судьба Александра Львовича Гельфанда сложилась бы трагически.

Но есть и одна общая деталь биографии, которая объединяет Баке с Парвусом - оба они были уроженцами Российской империи, только первый - Батумской области, а второй - Минской губернии.
Именно Баке имплантировал идеи Парвуса о значении продовольствия в доктрину Гитлера.
Так сперва появилась программа "Битвы за продовольствие", а затем - теория Lebensraum im Osten (жизненного пространства арийской нации на Востоке).
Баке убедил Гитлера в необходимости взять под контроль плодородные земли Украины для решения продовольственной задачи - дефицит продовольствия стал одной из причин революции в Германии в 1918 году и одним из важнейших факторов поражения страны в Первой мировой войне.
Контроль украинских черноземов должен был обезопасить нацистскую Германию от голода - так появился план Ост и вместо Британии Гитлер напал на СССР.
Парвус умер в 1924 году и не дожил до Второй мировой.
На его похоронах не было родственников и весь процесс контролировала группа никому не известных лиц.
Александр Гельфанд заработал огромное состояние на зерновых спекуляциях и поставках оружия. По уровню богатства его сравнивали с графом Монте-Кристо.
А ведь еще в 1908 году партийная комиссия в составе Клары Цеткин, Каутского и Бебеля обвинила его в присвоении 180 тыс золотых марок, полученных за организацию постановки пьесы Горького "На дне" (Парвус был литературным агентом писателя).
Кому достались его миллионы - никто не знает. Но точно не детям.
По странному стечению обстоятельств, дом Парвуса был приобретен Геббельсом, который активно поддерживал "зерновые идеи Баке" и план Ост.
Вот так идеи сиониста-социалиста из Березино по невероятной исторической траектории были использованы нацистами Германии (здесь стоит отметить, что идеи Парвуса и Баке нельзя сравнивать, так как первый не вносил в них расистское содержание, а рассматривал фактор зерна исключительно в экономическом и социальном аспекте).
Нацисты использовали идеи "дешевого зерна" для обеспечения фактора личного превосходства и процветания "арийской нации", то есть просто "переработали" идеи Парвуса в нужном им извращенном ключе.
Один из сыновей Парвуса даже в какой-то мере повторил один из эпизодов его биографии.
В свое время Александр Гельфанд был арестован в Российской империи за революционную деятельность и сослан в Туруханский край. Откуда бежал в Питер, а потом в Германию.
Его сын Лев работал в посольстве СССР в Италии, но в1939 году был арестован советскими спецслужбами, вывезен в СССР и сослан в Сибирь. Откуда благополучно сбежал в .... США, где сменил фамилию на Мур.
Леон Мур стал одним из ключевых консультантов Управления стратегических служб - предшественницы ЦРУ.
Лев Мур являлся важнейшим информатором касательно внутренней политической системы СССР.
Так как он хорошо знал Сталина, то регулярно предоставлял аналитику касательного того, в каком ключе представителям США и Британии нужно вести себя с ним на переговорах.
Пользуясь теорией своего отца, Лев Мур написал для спецслужб США аналитическую записку, в которой обосновал стратегическое значение Черного моря для СССР, в том числе в контексте торговли зерном.
Утрата Черного моря и как следствие затопление советского военного флота стало бы ключевым фактором вытеснения СССР с мирового рынка зерна.
Во время Второй мировой войны данная аналитика была использована союзниками для понимания того факта, что утрата СССР выхода к Черному морю приведет к поражению Советского Союза и невозможности поддерживать с ним союзнические отношения.
Поэтому Британия и США приложили максимум усилий для недопущения вступления Турции в войну на стороне Германии, а в 1941 году в Иран были введены британские и советские войска для создания зоны безопасности в Закавказье.
Как известно, критическая ситуация сложилась летом 1942 года на фоне наступления немецких войск на Сталинград и на Кавказ.
Турция тогда провела мобилизацию, увеличив численность армии до 1 000 000 человек, из которых около 750 000 были переброшены на советско-турецкую границу в районе Батуми.
СССР тогда вынужден был 01 мая 1942 года сформировать Закавказский фронт, против которого Турция развернула около 50 дивизий.
Для их сдерживания СССР разместил в Закавказье 9 армий численностью 200 тысяч человек.
27 августа 1942 года премьер-министр Турции Сараджоглу в беседе с послом Германии в Турции фон Папеном заявил, что «уничтожение России является вековой мечтой турецкого народа».
После Второй мировой войны фактор Черного моря был разыгран уже совершенно в ином ключе.
Ну а сам Лев Мур использовал навыки отца и после Второй мировой войны основал арбитражную товарную биржу в Нью-Йорке и как и его отец, заработал миллионы долларов на зерне.
А сама идеология Парвуса стала основой не только политики США в Холодной Войне, но и фундаментом новой экономической модели - социальной рыночной экономики и общества всеобщего благосостояния.
В рамках Холодной Войны, США делали ставку не только на гонку вооружений, но и на "зерновую гонку".
Огромные финансовые ресурсы, полученные от экспорта нефти и газа, СССР вкладывал не в структурную и технологическую перестройку экономики, а в покупку американского зерна. Что стало одним из факторов исторического поражения СССР.
А концепция "дешевого продовольствия" на Западе привела к победе над инфляцией после Второй мировой войны, социальной стабильности и классовому "перемирию".
Образ "голодного пролетария" остался лишь на картинах художников 19 века.
Уже в наше время, фактор доступного продовольствия как краеугольный камень социально-экономической стабильности успешно "разыгрывает" Китай.
Но делает это Поднебесная в рамках Евразийского зернового пояса, который в общих контурах повторяет Евразийский степной пояс.
Речь о сырьевом аграрном потенциале Казахстана, РФ и Украины.
Даже во время войны есть фактор, который является общим для указанных выше трех стран: все они являются крупнейшими поставщиками разнообразного аграрного сырья в Китай.
Для Китая Евразийский зерновой пояс является аналогом Американского зернового пояса для стран Запада.
Тут речь идет не о факторе самообеспечения продовольствием, а об уровне мировых цен на него.
Можно обеспечить себя зерном, но если в мире наблюдается продовольственный дефицит, то в рамках глобальной открытой экономики, это рано или поздно приведет к росту цен на еду и на внутреннем рынке (полностью изолироваться нельзя).
Поэтому накануне полномасштабной войны в 2021-м году Китай активно наращивал закупки продовольствия, а отгрузка зерна из Одессы, не смотря на удары россиян, продолжается и с помощью "зернового коридора" и без оного.
Потому что это нужно в первую очередь Китаю.
Все разговоры о "британском/французском" десанте в Одессе - это типичная отсылка к событиям более чем столетней давности.
Одесса - это ключевые ворота Евразийского зернового пояса (украинской его части).
Об этом можно прочесть и в книге "Океаны зерна".
Более того, автор книги начал свой научный труд именно с посещения Южной Пальмиры - прочувствовать, так сказать, историю воочию.
В нынешней войне РФ, возможно, действует в силовом векторе метаистории 18 века, по сути, повторяя направления экспансии 250-летней давности.
Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией в 1774 году в рамках которого Россия взяла под контроль Приазовье, Крым и Днепровский лиман.
Ясский договор 1792 года, взятие под контроль северо-западного Причерноморья и ключевое событие - трансформация Хаджибея в Одессу.
И это открыло "зерновую эпоху".
Как написал Олесь Гончар в своем романе Перекоп:
"З року в рік безконечними валками рухались сюди зі степових економій рипучі чумацькі мажари, навантажені відбірним експортним зерном та тюками тонкорунної вовни.
В зашкарублих постолах, в перетлілих до рубців сорочках брели біля волячих ярем батраки, похмуро правлячи до моря степові багатства.
Океанські судна не встигали поглинати щедру данину Таврії...
Навряд чи мали десь в Індії або на африканських берегах перші завойовники-колонізатори такі неймовірні зиски, як мали їхні потомки отут, на світлому таврійському березі....".
Уже в наше время во времена Януковича рассматривалась модель создания "зернового ОПЕК" - организации, которая контролировала бы экспорт зерна в рамках Евразийского зернового пояса.
Но такая структура не была нужна ни Западу, ни Китаю, поэтому и не "взлетела".
Не смотря на всю технологизацию современной жизни, люди продолжают хотеть есть.
Рост цен на продовольствие вызвала к жизни "Арабскую весну".
Продовольственная инфляция после пандемии уже в наши дни приводит к существенным политэкономическим трансформациям современного мира, включая выборы в США.
Аналитики Merrill Lynch даже придумали такой термин как "агфляция" или "аграрная инфляция" - рост цен на продовольствие на фоне относительно стабильной ценовой динамики на непродовольственные товары.
В контексте нынешней войны возникает один важный вопрос - где может состояться "финальная битва"?
Донбасс, Харьков, Киев, Тайвань, Тегеран, Манила?
Если анализировать метаисторию в контексте модели "океанов зерна", то она может произойти в Одессе.
И тут речь не только о военных методах, но о мир-системной войне в целом, которая ведется с помощью максимального набора геоэкономических и геополитический инструментов.