Решение не признать Госдуму легитимной со стороны украинского парламента – это сложная правовая коллизия. Но я бы всех предостерег от месседжей “ура-ура, мы победили. Путинский режим рухнет, если не сегодня, то завтра”.
Во-первых, многие шаги, которые совершает путинская Россия и правящий режим, при всей их нелегитимности и незаконности с точки зрения международного права осуждаются, но не оспариваются странами Запада или другими союзниками Украины. К сожалению, существующая система международных отношений не дает 100-процентных эффективных рычагов.
Вынести вопрос о грубых нарушениях международного права на заседание Совета безопасности ООН. Можем? Наверное, можем. Но скорее всего, это дело закончится тем, что представитель России в Совете Безопасности на любую резолюцию наложит вето.
А недавний эпизод, полемика, возникшая на заседании Совете глав государств-правительств СНГ, где представитель Украины пытался о чем-то начать говорить с присутствующими, а Путин его, по сути дела, грубо оборвал, обхамил и обсмеял. И что другие главы государств-правительств стран СНГ заступились за Украину? Нет, побоялись.
С формальной точки зрения, если посмотреть на итоги выборов, мы что увидим? Половина российского парламента, а это 225 депутатов, избранны по партийным спискам, так называемого федерального округа. С правовой точки зрения они не являются легитимными, поскольку за них проголосовали, в том числе граждане оккупированного Крыма. И плюс еще несколько депутатов, избранных в оккупированном Крыму по одномандатным округам. По мажоритарке, как мы часто говорим.
И того, 225 + еще несколько человек. Получается, что большинство российского парламента имеет ущербную легитимность. Но дальше мне очень трудно предвидеть сценарий, как оказать давление на Россию, в связи со сложившейся ситуацией. Заставить Россию провести новые выборы или пересчитать голоса так, чтобы при новом подсчете не учитывались голоса с оккупированного Крыма? И что это даст для Украины практически? Скорее всего, путинский режим будет действовать по привычной схеме – пошли вы, сами знаете куда.
Когда путинскому режиму выгодно, он говорит о территориальной целостности и нерушимости границ в Европе. И очень атакует Запад, который выступил на стороне косовских албанцев, добивавшейся независимости своей республики. А Россия все время тычет Западу этим косовским примером, мол был нарушен суверенитет республики Сербия и ее границ. А когда ему выгодно, он говорит о том, что существует право наций на самоопределение. В чем тут загвоздка? В современном международном праве существует некий конфликт. Многие основополагающие документы, которые регулируют современные межгосударственные отношения в нашем сложном мире, они с одной стороны, действительно говорят о праве нации на самоопределение, а с другой стороны говорят о принципе нерушимости границ, о неприкосновенности и уважении к суверенитету к территориальной целостности. В современной истории было много примеров, когда в результате конфликта двух фундаментальных принципов, возникали так называемые замороженные конфликты.
Право – это тонкая материя. Самый лучший международный юрист-правовед вам едва ли, сходу не ответит, как тут быть дальше. Скорее всего, будем иметь некую более или менее признанную позицию международного сообщества, подобную позиции по вопросу аннексии Крыма. Она осуждается и не признается почти всеми странами-членами ООН, в том числе многими ближайшими союзниками России. Но при этом из состава ООН Россию не исключают, дипломатические отношения с ней не разрывают, войну за Крым против России не начинают.
Боюсь, что в этом случае будем иметь примерно такую конструкцию: проведение выборов в Крыму будет признано противоречащем, в том числе международному законодательству. Но едва ли это пойдет куда-то дальше.
Хотя могут быть дополнительные санкции, многие страны могут свести к минимуму обмены парламентских делегаций, могут быть проблемы в ПАСЕ. А Россия не скрывала, что хочет туда вернуться.
Но мне трудно себе представить, как можно заставить нынешний путинский режим отменить результаты выборов или даже пересчитать голоса таким образом, чтобы в Госдуму не вошли политики, избранные по одномандатным округам в Крыму. Это технически возможно, но Путин на это не согласится.
Евгений Киселёв