А сколько вы мне заплатите за пятёрку?

А сколько вы мне заплатите за пятёрку?

Мерилом знаний и успешной учебной деятельности всегда была оценка. Ее объективность мотивировала школьника к саморазвитию, необъективность – вызывала гнев, обиду, зависть, создавала предпосылки для формирования у него комплекса неполноценности. В любом случае, оценка стимулировала создание конкурентной среды, желание ребенка оказаться в группе с высоким рейтингом.

А как в семье решается проблема школьной оценки? Ведь родители видят, сколько труда вкладывает их ребенок в успеваемость. Одному «пятерка» дается легче, чем иному – «тройка». Стоит ли хвалить ребенка за высокие оценки и ругать за низкие? Надо ли наказывать за «двойки»?

И если – да, то чем карать:

  • ремнем?
  • домашним арестом?
  • запретом заниматься любимым делом?
  • ограничением в сладостях?
  • бойкотом?
  • лишением карманных денег?

Вы нашли в этом перечне свой вариант наказания?

А вот как это происходит в семье наших знакомых:

  • за «пятерку» - молодец,
  • за «четверку» - хорошо,
  • за «тройку» - бывает и такое,
  • за «двойку» - накрываем на стол, покупаем торт, зажигаем свечи – у нас праздник «редкой гостьи».      

Проанализируем:

  • скупая, но все же похвала за успех – а иначе и быть не может, ведь тебе созданы все условия;
  • за неуспех – «романтический вечер» как проявление всеобщего сочувствия и поддержки, веры в то, что поражение случайное, с кем не бывает! И даже если ребенок заслужил эту «двойку» тем, что недоработал, прогулял, не постарался, вряд ли он захочет в будущем повторить такой «праздник».

В этой семье к детям предъявляют высокие требования, но не завышенные. За успехи хвалят, но не захваливают. А за неудачи не ругают, хотя и не скрывают своего огорчения. И всегда поддерживают, вселяют уверенность в успешном будущем, находят такие слова, что ребенок не сомневается в том, что его любят таким, какой он есть.

И еще на одном деликатном моменте хочется остановиться. Надо ли (можно ли) платить ребенку деньги за отметки? Ведь учеба в школе – это труд, а оценки – плата. Но так платит школа, за отметки в магазине ничего не купишь. И родители договариваются с ребенком, сколько они ему будут платить за ту или иную оценку. Устанавливают даже расценки, учитывая сложность или полезность каждого предмета. Целый бизнес-план!

Установление таких рыночных отношений - повод для дискуссии, но каждая семья вправе делать свой выбор. И результатом такой формы воспитания может стать как финансовый успех выросшего дитяти, так и его моральное уродство. Ибо в начале пути стоят две модели поведения:

а) защитная,

б) конструктивная.

Защитная модель поведения базируется на таких принципах - учиться надо хорошо:

  • чтобы тебя хвалили,
  • чтобы не было стыдно,
  • чтобы в будущем устроиться на престижную работу.    

Конструктивная модель поведения оперирует такими понятиями - учиться надо хорошо:

  • потому что мне интересно узнавать новое,
  • потому что я люблю делиться знаниями с другими,
  • потому что это поможет мне найти любимое дело.

Конструктивная модель поведения вряд ли нуждается в финансовой подпитке, а при защитной – деньги усиливают мотивацию.

Мы считаем, что карманные деньги ребенку нужно выделять, но связывать их с оценками напрямую – вряд ли. Лучше проявлять к успеваемости здоровый интерес, не приуменьшая ее значения, но и не возводя в ранг трагедии временные неудачи. Жизнь расставит все по своим местам! История знает тому немало примеров: никогда не были в числе прилежных учеников ни А.С.Пушкин, ни А.Эйнштейн, ни У.Черчиль…

Способность учиться – это только способность учиться, она не определяет ни способности мыслить, ни способности творить, ни способности жить. А эти способности – самые главные, и проявляются они значительно позже, обусловливая успешность человека по жизни.

Известный американский поэт Уолт Уитмен, повлиявший на мировоззрение американцев философией самоценности личности, говорил: «Да, я ничем не лучше самых плохих, но и слава Богу, ничем не хуже самых хороших». Кстати, за 40 лет он ничего не добился – не избрал приличной профессии, не нажил состояния. До поры до времени он и сам не знал, в чем его судьба и призвание. Просто жил – весело и беззаботно, довольствуясь тем, что давал ему тот или иной заработок. И только в зрелом возрасте он осознал свой дар и стал упорно трудиться над его развитием.

Полезно всегда помнить, что истинно любят не тех, кем восхищаются, а восхищаются теми, кого любят.