1. Переговоры ОПЕК по нефти зашли в тупик.
(Bloomberg) -- Представители Организации стран-экспортеров нефти не смогли преодолеть разногласия об условиях сокращения добычи на экспертной встрече, состоявшейся за два дня до ключевого заседания группы.
После продолжавшихся 10 часов переговоров в понедельник у Ирака и Ирана сохранялись возражения против выдвинутых предложений, сообщил делегат ОПЕК на условиях анонимности из-за чувствительного характера обсуждений. В результате эксперты группы оставили вопрос на рассмотрение министров. Предложенный план предусматривает сокращение добычи на 1,2 миллиона баррелей в сутки по сравнению с октябрьскими уровнями, однако неясно, пользуется ли он достаточной для воплощения поддержкой, сообщил делегат.
В ходе встречи страны-члены боролись за каждый баррель. Иран предложил заморозить свою добычу на уровне 3,975 миллиона баррелей в сутки, что примерно на 200 тысяч баррелей в сутки выше текущих показателей, сообщили два делегата ОПЕК, знакомые с ходом переговоров. Саудовская Аравия выступила с планом ограничения добычи Ирана на уровне 3,707 миллиона баррелей в сутки, что в целом соответствует нынешним объемам производства.
В поисках компромисса Алжир, выполняющий роль посредника на переговорах ОПЕК, представил альтернативу в виде заморозки добычи Ирана на уровне 3,795 миллиона баррелей в сутки, сказали делегаты. Пока непонятно, получат ли какие-либо из этих предложений поддержку на заседании министров ОПЕК в Вене в среду.
2. Commerzbank: рынок нефти готовится к завтрашнему дню.
Надежды и опасения в отношении возможного сокращения производства нефти ОПЕК продолжают определять колебания рынка. Участники вчерашней «предварительной встречи» не смогли о чем-то договорится. Так что именно министрам нефти придется завтра преодолеть, вероятно, самое большое препятствие, которым является определение квоты добычи для Ирана: Саудовская Аравия хочет ограничить ежедневный уровень добычи своего основного конкурента 3.7 млн барр., в то время как Тегеран настаивает на 3.97 млн барр./сутки.
Мы уже говорили вчера, что цены на нефть могут отреагировать на безрезультатное заседание резким обвалом. Уровень спекулятивной активности очень высок: это не так очевидно из чистых длинных спекулятивных позиций, которые обычно рассматриваются в подобных ситуациях. Число таких позиций увеличилось на обеих рынках благодаря оптимизму, который все еще превалировал на минувшей неделе, хотя показатель все еще находится на довольно умеренных уровнях. Более тревожным является недавний существенный всплеск открытого интереса на ICE: количество коротких позиций находится на рекордных максимумах, а число длинных позиций недалеко от исторических максимумов. Завтрашний день решит, будут ли цены расти или падать.
3. 10-часовое совещание завершилось без результата: свежие новости с полей переговоров ОПЕК
Цены на нефть остаются стабильны на азиатских торгах во вторник, хотя позитивных новостей нет. Похоже участники нефтяного рынка смирились с тем, что «перетягивание каната» между членами ОПЕК будет продолжаться вплоть до начала заседания за закрытыми дверями в среду. В понедельник вечером 10-часовое техническое совещание ОПЕК в очередной раз завершилось безрезультатно. Переговоры были посвящены распределению внутристрановых квот.
Достигнуть консенсуса с Ираном не удалось. Страна по-прежнему желает добывать на 7.2% больше, чем уровень, который устроил бы Саудовскую Аравию. Саудиты предлагают Ирану заморозить объемы производства на уровне 3.707 баррелей в день. Иран же готов реализовать заморозку на 3.975 млн. баррелей в сутки. Алжир, выступающий в качестве посредника в переговорном процессе, предложил Ирану альтернативу — заморозку на уровне 3.795 млн. баррелей в день. Иран своего ответа пока не дал на это предложение. Данные получены от источников, знакомых с ходом переговоров, но пожелавших остаться инкогнито, поскольку не уполномочены давать публичные комментарии для СМИ.
В ситуации с Ираком также пока не удалось достичь соглашения. Алжир предлагает Ираку сократить производство на 240 тыс. баррелей в день с среднего показателя за октябрь. Расчет среднего показателя добычи Ирака за октябрь взят на основе источников ОПЕК. Ирак также находится в размышлениях и своего согласия пока не дал. Ранее страна неоднократно заявляла, что не примет никаких расчетов объема производства, кроме своих собственных.
4. Отказ России и Саудовской Аравии от неформальных консультаций — плохой признак в плане заключения соглашения об ограничении добычи.
«Давно пора понять, что все заявления и переговоры о снижении или заморозке уровня производства — лишь словесные интервенции, призванные влиять на рынок «бумажной» нефти, фьючерсы и деривативы», — комментирует партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.
По словам эксперта, многие страны ОПЕК собираются лишь наращивать добычу, а из производителей, не входящих в картель, вообще ни один не собирается как-то себя ограничивать.
В частности, в России, указывает Крутихин, нет рычагов, которые позволили бы регулировать уровень производства, так как в отличие от, например, Саудовской Аравии, где все решается одной компанией, которую контролирует королевский дом, в РФ компаний много. «И поэтому Россия здесь далеко не главный игрок, а главным является как раз Саудовская Аравия», — говорит эксперт.
А все заявления со стороны российских властей, по словам Крутихина, не более чем имитация деятельности.
5. Белоруссия сократила импорт нефти и газа из России.
Белоруссия за январь—сентябрь импортировала из России 15,1 млн тонн нефти, что на 12,6% меньше, чем в январе—сентябре 2015 года. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Белстат.
Среднеконтрактная цена импорта нефти составила $213 за 1 тонну (снижение на 18,7%).
За 9 месяцев Беларусь экспортировала 1 млн 212,5 тыс. тонн нефти собственной добычи, что на 0,3% больше показателя января-сентября прошлого года. Средняя цена упала на 27,4% — до $277 за 1 тонну.
Экспорт нефтепродуктов из страны за три квартала текущего года составил 11 млн тонн, что на 12,9% меньше, чем годом ранее. При этом в страны СНГ (в основном в Россию и в Украину) было поставлено 3,6 млн тонн нефтепродуктов (рост на 16,4%), в страны дальнего зарубежья — 7,4 млн тонн (сокращение на 22,5%).
Среднеконтрактная цена экспорта нефтепродуктов составила $297 за 1 тонну (снижение на 29,2%), в том числе в страны СНГ — $390 за 1 тонну (снижение на 25,9%), дальнего зарубежья — $252 за 1 тонну (снижение на 34,5%).
За январь—сентябрь Беларусь ввезла 1 млн 156,1 тыс. тонн нефтепродуктов (рост на 14,9%) по средней цене $326 за 1 тонну (снижение на 2,2%). Почти весь объем импорта пришелся на страны СНГ.
Импорт российского природного газа в январе—сентябре 2016 года сократился на 4,2% по сравнению с январем-сентябрем 2015 года и составил 12,7 млрд кубометров, цена сократилась на 4,9% до $137 за 1 тыс. кубометров.
В январе—сентябре текущего года экспорт энергетических товаров из Беларуси в денежном выражении уменьшился на 37,6% — до $3 млрд 667,8 млн, импорт — на 20,2% до $5 млрд 503,1 млн. Таким образом, в торговле энергоносителями в январе—сентябре сложился дефицит в размере $1 млрд 835,3 млн.
6. Нефть. России и Ирану своя рубашка ближе к телу.
Сделка ОПЕК по сокращению уровней добычи нефти для устранения перепрофицита и стабилизации цен может сорваться из-за России и Ирана, не помогут даже последние дипломатические силы, брошенные на разрешение противоречий.
Напомним, что в сентябре страны картеля договорились снизить перепроизводство на мировых рынках нефти, но детали этого соглашения придется урегулировать завтра, на встрече министров энергетики ОПЕК в Вене. Ровно два года назад, в ноябре 2014 года, Организация отказалась остановить падение цен за счет снижения объема добычи, сделав ставку на усиление своих позиций на рынке и устранение конкурентов с высокой себестоимостью добычи.
Россия себе на уме.
Россия, крупнейший экспортер нефти, не входящий в ОПЕК, на прошлой неделе заявила о своей готовности заморозить уровни добычи и отказаться от планов их увеличению в следующем году, однако идея непосредственного снижения ей не по душе. Иран, третья страна в ОПЕК по объемам добычи после Саудовской Аравии и Ирака, в субботу сообщил о том, что ему нужны льготы. Чиновники из Саудовской Аравии сильно обеспокоены нежеланием этих двух стран участвовать в сокращении производства. Они боятся, что снизят добычу, а другие страны - нарастят и отнимут у них долю на рынке, как это было в 1980-е годы. Конечно, таким странам, как Нигерия и Ливия, скорее всего, пойдут на встречу, однако саудиты не хотят идти на жертвы и уступать преимущество конкурентам.
В воскресенье министр энергетики королевства Халид Аль Фалих заявил о том, что рынок нефти сам придет в состояние равновесия и поставил под сомнение необходимость сокращения добычи. Напомним, что в Апреле саудиты отказались участвовать соглашении по заморозке уровня производства на определенном уровне без Ирана. Эти две страны давно соперничают за сферы влияния на Ближнем Востоке и находятся по разные стороны баррикад в конфликтах в Йемене и Сирии. В Саудовской Аравии живут в основном сунниты, тогда как основная часть населения Ирана - это шииты. "Саудиты не хотят, чтобы кто-то занял их место, как только они урежут добычу", - отмечают делегаты ОПЕК.
В понедельник цены на нефть немного снизились, в частности сорт Brent подешевел на 31 цент до 46.94 долларов за баррель.
Министры энергетики Алжира и Венесуэлы - Нуреддин Бутерфа и Эулохио дель Пино - сегодня отправились в Москву, чтобы уговорить русских поддержать сделку. Бутерфа, который в течение последних нескольких месяцев был ключевой фигурой в переговорном процессе, затем отправится в Вену, чтобы провести консультации с коллегами из Саудовской Аравии и Катара.
России нужна дорогая нефть, поскольку продажа энергоресурсов формирует почти половину бюджета страны. Но у нее, в отличие от Саудовской Аравии, нет места для маневра, поскольку компании нефтегазового сектора находятся под западными санкциями, а основная часть месторождений расположена в холодной Сибири, где не так-то просто остановить производство без значительных финансовых потерь.
У Ирана тоже нет мотивации .
Страна пытается вернуть долю на рынке, которая была у нее до введения санкций, сильно ослабивших энергетическую отрасль. Ему сейчас полезно восстанавливать взаимоотношения с европейскими и азиатскими покупателями даже при низких ценах. У Ирана, в отличие от большинства других стран ОПЕК, гораздо более диверсифицированная экономика. Продажа сырой нефти обеспечивает этой исламской республике около 25% поступлений в бюджет по сравнению с 70% в Саудовской Аравии и 40% в Венесуэле.
По словам одного из иранских чиновников, страна очень мало зависит от нефти. Иран участвовал в алжирском соглашении, но никогда не обещал на самом деле сократить добычу у себя, напротив, он многие недели активно вел закулисную игру, чтобы любой ценой избежать ограничений.
Более того, министры Ирана постоянно твердят о том, как они мечтают вернуть себе долю на рынке, которая принадлежала им до 2012 года. Однако достоверно определить размер этой доли не так-то просто. Ранее Иран заявлял о том, что он готов присоединиться к соглашениям ОПЕК - по сокращению или заморозке уровней добычи - лишь после того, как доведет объемы производства до 4 млн баррелей в день. В этом месяце Иран сообщил о том, что добывает 3.92 млн баррелей в день, хотя, судя по данным из независимых источников, этот показатель ближе к 3.7 млн баррелей в день.
Еще один критерий для оценки иранской доли рынка - это объем добычи относительно других стран. Например, в 2005 году, когда ОПЕК ввела производственные цели для каждой страны, Иран мог добывать по 4.1 млн баррелей в день, а Саудовская Аравия - по 9.1 млн баррелей. Сейчас саудиты ежедневно выкачивают по 10.6 млн баррелей.
по материалам издания The Wall Street Journal
7. Глава Минэнерго России Александр Новак не полетит в Вену 30 ноября для участия в заседании ОПЕК, передает РИА «Новости».
Влад Пономарь