Воспитание детей похоже на руководство: вы постепенно пытаетесь перевести своих детей от зависимости к самостоятельности. Это делается путем непрерывной оценки их зрелости и компетентности, разрешения им брать больший контроль над своими решениями. В идеале, к тому времени, когда дети покидают дом, они должны научиться принимать мудрые решения и быть полностью независимыми.
Вот 4 родительских фразы, которые могут навредить детям в будущем.
1. «Ты такой умный» и прочие вариации, например «Ты такой талантливый/симпатичный». Хотя это обычно делается, чтобы поднять самооценку и чувство собственного достоинства ребенка, получается прямо противоположное. Исследования показали, что, когда детям говорят, что они умные, они примеряют этот ярлык на себя и впоследствии пытаются защитить свою характеристику «умного ребенка». Поэтому они избегают сложных игр и мероприятий, где могут проиграть. Это настраивает их на постоянные попытки доказать свой ум и мешает развиваться дальше. Вместо этого дайте поступкам ребенка беспристрастную оценку, сосредоточив внимание на поведении: «Наверное, ты долго трудился, чтобы собрать этот пазл».
2. «Не можешь ты хотеть пить. Ты только что выпил стакан воды», или другие вариации, вроде «Нет, ты не ненавидишь Свету», «Ты не можешь так считать» и «Ты любишь ходить на детскую площадку». Все это – отрицание чувств вашего ребенка. Признайте его чувства; это вовсе не означает, что вы должны предоставить им физическое исполнение. Если ребенок утверждает, что кого-то «ненавидит», попробуйте что-то вроде: «Я вижу, что ты очень расстроен. Хочешь со мной поговорить?».
3. «Отправить тебя в комнату?» и прочие варианты: «Может, посидишь спокойно?» или «Мне что, развести вас по углам?». Это угроза, внушающая детям чувство тревоги и, в частности, это плохое наказание, потому что оно учит, что изоляция – верный ответ на негативные эмоции. Так и получаются взрослые, которые объявляют «молчаливый бойкот» и отказывают провинившимся близким в своем внимании, что особенно вредно для отношений. Вместо этого задавайте вопросы. Например, если ребенок задирает младшего брата или сестру, скажите: «Может, скажешь мне, что здесь происходит?». В конце концов, вы хотите дать ребенку понять, что «бить сестру – неприемлемое поведение». Если вы считаете, что детей нужно разделить, дайте задание: «Я хочу, чтобы ты оставил сестру в покое, пошел в свою комнату и собрал все игрушки. Когда закончишь, подойди ко мне». Когда дело доходит до наказания, лучший вариант – дать ребенку пережить естественные последствия своего поведения.
4. «Скажи “спасибо”», и прочие варианты, например: «Извинись перед Димой», «Скажи тете, что ты ее любишь». Эти попытки социализации терпят неудачу, потому что они сделаны публично и путем принуждения. Это манипуляция и злоупотребление властью. Лучше заранее поговорить с ребенком об ожидаемых событиях и социальных нормах. Например, «Тетя скоро приедет. Она захочет тебя обнять и будет рада тебя видеть». В зависимости от того, сколько лет вашему ребенку, вы могли бы спросить его мнения и что, по его мнению, он должен сказать. Дайте ребенку выбор. Если вы знаете, что ваш ребенок не любит объятия, вы могли бы сказать: «Если захочешь, можешь ее обнять, но решать тебе».