Ученые нашли доказательства того, что громкий шум – от рок-концертов, воздуходувок, электроинструментов и тому подобного – наносит ущерб нашему слуху. Это может быть не сразу заметно и не проявляется на стандартных тестах на слух.
Но со временем, как говорит гарвардский ученый Чарльз Либерман, это может лишить нас способности понимать разговор в шумной обстановке. Также это объясняет, почему у людей возникает с этим больше проблем по мере старения. Кроме того, скрытая потеря слуха может привести к появлению постоянного звона в ушах.
Чтобы понять исследования Либермана, необходимо разобраться, как мы слышим. Когда звук достигает наших ушей, его улавливают так называемые волосковые клетки. Они преобразуют звуковые волны в сигналы, которые переносятся нервами в мозг. Волосковые клетки могут погибнуть по ряду причин – от громкого шума, некоторых лекарств или простого старения – и наш слух ухудшается по мере исчезновения этих сенсоров. Это можно выявить при стандартном тесте, аудиограмме, измеряющей минимальную громкость звука, который мы слышим в спокойной обстановке.
Работа Либермана предполагает, что существует еще один вид повреждения, который не убивает волосковые клетки, но мешает расслышать отдельные слова в разговоре. Ученый утверждает, что громкий шум повреждает тонкие связи между волосковыми клетками и нервами, которые несут слуховой сигнал в мозг. Это может вызвать не только постоянный звон в ушах, но и затяжные затруднения в понимании разговоров при фоновом шуме. Сложно быть уверенным в том, что трудности со слухом можно объяснить исследованием. Но кажущееся противоречие – слуховые проблемы у людей с идеальными результатами теста – заводило экспертов в тупик на протяжении многих лет, говорит Роберт Файфер из Центра Майлмана Маймена по развитию детей при Университете Майами.
Он видел нечто похожее у сотрудников ВВС, которые работали с самолетами, и нескольких подростков-меломанов. «У нас нет по-настоящему хорошего объяснения этому явлению», – говорит Файфер, официальный представитель American Speech-Language-Hearing Association.
Но работа Либермана и других его коллег помогает разгадать тайну, сказал он.
Связи между волосковыми клетками называются синапсами, и у каждой волосковой клетки их очень много. Исследования на животных показывают, что вы можете потерять более половины своих синапсов, но результаты аудиограммы останутся прежними.
Но, оказывается, потеря определенного количества синапсов разрушает связи, поставляемые нервами в мозг, уничтожая детали, которые имеют решающее значение для отсеивания разговора от фонового шума. Как будто много-много лампочек образуют какую-то картинку, но по мере их затухания вам становится сложнее разгадать, что на ней изображено.
Недавнее исследование – лишь одно из многих. Ученые собрали 34 студентов колледжа в возрасте от 18 до 41 года, у которых по стандартному слуховому тесту были нормальные показатели. Добровольцев распределили по двум группам – высокий или низкий риск скрытой потери слуха, – основываясь на том, что они говорили о прошлом воздействии громкого шума и о том, какие шаги они предприняли для защиты слуха.
Группа повышенного риска сообщала о более сложном понимании речи в шумных ситуациях и плохо справилась с лабораторной проверкой. У них также выявилось снижение функции слуховых нервов. Это небольшое исследование нужно повторить, говорит Либерман, но оно лишний раз доказывает его предположение.