Путинский режим фактически умер, но в России его некому похоронить
По мере приближения к октябрю 17-го года в словах и поступках обитателей кремлевских и прочих начальственных кабинетов все больше сквозит страх. Может показаться странным, что взрослые люди могут верить во всякую нумерологию и прочую чертовщину. Но если у вас глава администрации изобретает волшебный нооскоп, управляющий будущим, а правами человека заведует тетушка, истово верующая в телегонию, вы непременно будете опасаться дурного глаза, числа тринадцать, а уж столетней годовщины крупнейшего в отечественной истории переворота будете страшиться как морской черт морского же ангела.
Когда с этими двумя симпатичными моллюсками Путина познакомили на заседании Русского географического общества и объяснили, что один из них ест другого, президент России сразу объявил, что он сам и есть морской ангел, поскольку ему «приходится все время смотреть, чтобы нас никто не съел». Данная путинская реприза была, несомненно, такой же домашней заготовкой, как и внезапная находка Путиным античных амфор при первом же погружении с аквалангом. Важнее, что в этой отрепетированной реплике прорывается реальное ощущение постоянной опасности. Любое совещание российского начальства по любому, самому далекому от проблем безопасности вопросу, непременно прорывается страхом перед крушением режима.
Совещание в мэрии Москвы 22-23 апреля с представителями управ и префектур по сносу хрущовок проводится в закрытом (!) режиме. Судя по информации источников Znak.com, риторика и содержание выступления спикера этого секретного совещания, вице-мэра столицы Анастасии Раковой, показали, что власть Москвы ощущает себя в окружении вражеской армии, причем армия эта – москвичи, с которыми мэрия, управы и префектуры собрались вести бескомпромиссную войну. «Впереди выборы муниципальных депутатов», – объявляет дату одного из ближайших сражений вице-мэр. И тут же требует немедленно составить поименные списки тех людей, кто точно проголосует за правильных кандидатов. В качестве пугала – район Щукино, где оппозиция смогла избрать большинство своих депутатов, и теперь мэрия не знает, что с этой территорией, захваченной врагом, делать. Но самое первая из предстоящих битв, 10 мая, когда будет объявлен список пятиэтажек, предназначенных под снос. Вице-мэр раздает четкие команды, как разгромить неприятеля. Как отбивать любые попытки граждан добиться улучшения своего жилья, устроить какой-то протест. «Надо устроить дефицит, наш советский народ любит дефицит, – командует Ракова. – Пусть те, кто не попадет в списки, локти кусают».
Призрак майдана и оранжевой революции как поселился в Кремле в 2011-м, так и бродит с тех пор неприкаянно по коридорам, пугая президента, премьера и их челядь своим изможденным видом. Перед отчетом Медведева в Госдуме была проведена огромная работа среди депутатов, в ходе которой было строго-настрого запрещено всякое упоминание следующих слов: «уточка», «кроссовки», «виноградники», не говоря уже о «Том-Кого-Никогда-Нельзя-Называть-По-Имени». Требования были выполнены, но, тем не менее, когда один из депутатов, не произнося ни одно из запрещенных слов, деликатно спросил премьера, как он относится к частным расследованиям фактов коррупции в высших эшелонах власти, Медведев чуть не расплакался, впал в истерику и потребовал, чтобы депутаты не пиарили всяких судимых персонажей.
Несмотря на то, что Путину 24.04.2017 на заседании Совета законодателей при Федеральном собрании РФ никто не задавал таких вопросов, он сам зачем-то стал рассказывать о неких ужасных борцах с коррупцией, которые занимаются этим ради саморекламы, что неизбежно приведет к ужасам арабской весны.
Путинский режим сегодня не может не рыть себе могилу. В первые десять лет своего существования этот режим укреплялся, окапывался, зачищал страну, уничтожая конкурентов и любые потенциальные очаги сопротивления в политике, СМИ, бизнесе и гражданском обществе. Тотальная зачистка и уничтожение конкурентной среды привели к тому, что единственным принципом элитообразования стала отрицательная селекция. К рычагам управления страной стали приходить люди, которые в условиях конкуренции были бы обречены жить на социальное пособие. Ошибаются те, кто думают, что это только в Госдуму пришли Милонов с Поклонской, а в исполнительной власти их нет. Они есть и там, просто их меньше слышно, зато их фантастическая глупость и жадность вылезает в виде управленческих решений. В виде системы «Платон», поставившей значительную часть дальнобойщиков на грань выживания. В виде создания государственной системы допинга, сделавшей российский спорт мировым изгоем. В виде упомянутого уже проекта сноса хрущоб, способного спровоцировать самый массовый протест в столице. И, наконец, самая главная глупость, поистине космического масштаба. Глупость под названием аннексия Крыма и война с Украиной.
В стране нет ни малейших возможностей сменить власть демократическим путем. Зато есть все предпосылки демократической революции уже в этом году. Причем, есть шансы, что она будет бескровной. Ощущение крайней несправедливости устройства современного российского общества присутствует на всех его этажах. Молодежь, особенно в провинции отчетливо чувствует макушкой потолок, в который упирается ее вертикальная мобильность. Глобальность информационных потоков позволяет самостоятельно убедиться в том, что это не изъяны, присущие всему мироздания, а специфика именно российской конструкции, без которой во многих странах как-то обходятся. Все это создает объективные условия недовольства, которое может стать основой для массового протеста.
Путин любой майдан немедленно попытается превратить в площадь Тяньаньмэнь. Вопрос, насколько эта его попытка будет успешной. Лично Путина никакое количество крови не остановит. Он и без того в крови по макушку. Есть и сверхизбыточный ресурс для подавления. Достаточно нескольких тысяч нацгвардейцев с бронетехникой, чтобы раздавить любой протест, вне зависимости от его численности. Вопрос в том, найдется ли пара батальонов, готовых исполнить преступный приказ главнокомандующего. А вот это зависит уже не только от размеров толпы, которую кремлевский преступник велит расстрелять, но и от ряда других факторов.
Картина мира в головах генералов, полковников и майоров, от которых зависит исполнение или неисполнение преступного приказа, конечно, несколько отличается от картины мира протестующих, но не столь кардинально. Они тоже люди и чувство справедливости иногда тоже стучится в их сердца. Но главное, что они не самоубийцы. И в момент «икс», решая, на чью сторону встать, будут смотреть, кто там, на стороне протеста. Важно, чтобы там оказались те, кто в глазах хотя бы части служивых людей, как в погонах, так и без них, выглядел как потенциальная власть, которой можно присягнуть. Мы видели, как на наших глазах принимали такое решение офицеры и чиновники в 199-м и в 1993 году. Почти бескровная победа демократической революции в 1991-м и быстрое поражение контрреволюции в 1993-м в значительной мере были связаны с фигурой Ельцина, который в глазах служивой России был больше похож на власть, чем его оппоненты.
Служивая Россия сегодня внутренне созрела для раскола. Значительная часть готова сдать Путина. Четверо глав регионов России, верой и правдой служивших Путину, в данный момент переселились на нары прямиком из руководящих кресел. Проблема не в их виновности или невиновности, а в том, что они ничем не провинились перед хозяином, не нарушили правил игры. Как правило, они пострадали из-за конфликта со своими местными силовиками, управляемыми из Москвы. Как и Улюкаев, который ничем не провинился перед Путиным, но пострадал из-за конфликта с Сечиным. Это значит, что Путин перестал быть гарантом безопасности для верхушки.
Все они сдадут Путина в тот момент, когда в оппозиции появится хоть что-то похожее на будущую власть. И весь мир, в первую очередь Европа и США немедленно встанет на сторону этой будущей власти, поскольку Путин слишком многих утомил. Проблема в том, что ничего похожего на эту будущую власть в российской оппозиции пока не просматривается. Выход людей на улицы 26.03 вызвал большое воодушевление, но одновременно породил вопрос: что дальше? «Открытая Россия» собирается 29.04.2017 провести массовую всероссийскую акцию под лозунгом: «Надоел!». Лозунг замечательный, но все остальное, что связано с этой акцией, вызывает изумление. Основная идея организаторов в том, чтобы составить письмо Путину, в котором сообщить Владимиру Владимировичу, что он им надоел. Видимо, Михаил Борисович Ходорковский полагает, что, получив такое письмо, Путин немедленно побежит сдаваться в Гаагу.
Следующая акция протеста намечена на 12.06.17. Тут организатор снова Алексей Навальный, который уже доказал, что умеет мобилизовывать людей. Нет особых сомнений, что по его зову люди придут. Но вопрос: «что дальше?» остается и в какой-то момент вот это гуляние по улицам с последующим разгоном и посадкой гуляющих будет вызывать ощущение бессмысленности у все большего числа участников, как это произошло в 2011-2012 годах, когда лидером протеста был тот же Алексей Навальный. Путинская власть, действительно прогнила и может рухнуть от малейшего толчка. Но чтобы толкнуть, надо на что-то опереться, а оппозиция висит в воздухе. Точкой опоры могут стать выборы, в сентябре 2017-го, а затем президентские выборы в 2018-м. Поскольку никаких иллюзий, что на них можно сменить власть, не существует, их надо использовать либо для бойкота, либо для консолидации вокруг своего кандидата, понимая при этом, что судьба страны все равно будет решаться не на избирательных участках, а на улице, а выборы это удобное время поговорить со страной.