Чуть более чем за два месяца с момента начала вторжения России в Украину Соединенные Штаты выделили украинцам $14 млрд в виде денег и оружия. Это экстраординарная сумма. Она более чем в 3 раза превышает объем американской помощи, полученной Украиной с 2014 года, когда Россия аннексировала Крым.
В конце апреля президент Джо Байден значительно превысил эту цифру. Он попросил законодателей выделить $33 млрд в виде оборонительного воооружения и экономической помощи. Если Конгресс одобрит просьбу Байдена, правительство США менее чем за год направит Украине $47 млрд. Это одна из самых больших сумм помощи, которую страны когда-либо получали от США.
«Это почти беспрецедентный случай, когда за такой короткий промежуток времени одной стране выделяется помощь в таком объеме», - сказал Уильям Хартанг, старший научный сотрудник Института ответственного государственного управления имени Куинси. Только 4 страны получили от США более $30 млрд в виде бессрочной помощи, и две из них - Ирак и Афганистан - были местом длительных конфликтов с участием США.
Степень участия США в Украине горячо обсуждалась еще до вторжения России. Байден пообещал не вовлекать американские войска в боевые действия и сказал, что их передвижение в регионе будет носить исключительно оборонительный характер. «Мы не будем вести войну против России в Украине, - сказал Байден в марте. - Прямой конфликт между НАТО и Россией - это Третья мировая война, которую мы должны стремиться предотвратить».
Чтобы не вступать в прямую конфронтацию с Россией, Байден проигнорировал давление Украины с требованием ввести бесполетную зону и отверг план властей Польши о передаче Киеву истребителей. Но когда речь заходит о военной и гуманитарной помощи, он проявляет удивительно мало сдержанности. Еще до своего запроса на $33 млрд Байден одобрил поставку противотанкового и зенитного вооружения, а также ракетной артиллерии и «более 50 млн патронов».
Украина получила различные виды вооружения более чем от двух десятков других стран, но, согласно данным Форума по торговле оружием, Соединенные Штаты, безусловно, являются крупнейшим поставщиком помощи в виде оружия и средств на его закупку. Даже такие страны, как Германия и Италия, которые неохотно реагировали на конфликт, отправили оружие, например, зенитные ракеты «Стингер».
«Количество оружия, поступающего в Украину, и темпы его поставок впечатляют», - сказал Джефф Абрамсон, старший научный сотрудник Ассоциации по контролю над вооружениями, который помогал собирать данные.
У украинских военных большой опыт обращения с российскими или даже советскими видами вооружения, поэтому некоторые страны искали подходящее оружие для отправки в своих арсеналах. Поскольку многие из этих видов вооружений требуют «нестандартных» боеприпасов, то есть не соответствуют спецификациям НАТО, Госдепартамент в прошлом месяце издал чрезвычайное заявление, разрешающее их передачу.
Военная помощь Украине стала доминирующим вопросом в американской политике, послужив центральным компонентом первого импичмента Дональда Трампа. Но задолго до этого Барак Обама воспротивился отправке ракет Javelin в Украину, когда страна боролась с российской агрессией в 2014 году - и, по данным «Вашингтон Пост», в этом процессе он пошел против большей части своей команды по вопросам национальной безопасности.
Этот момент кажется далеким воспоминанием сегодня, когда Украина стала одним из крупнейших в истории получателей американской помощи. 3 мая Байден даже посетил завод Lockheed Martin в Алабаме, чтобы смог понаблюдать за производством Javelin. «Вы даете возможность украинцам защищаться, - сказал он во время визита, - и, откровенно говоря, они оставляют российских военных в дураках».
При поддержке Байдена, похоже, что в ближайшее время поток помощи не пересохнет. «Мы все еще находимся в фазе эскалации этой войны», - сказал Абрамсон. Поскольку Соединенные Штаты продолжают играть ключевую роль в поддержке украинского сопротивления, эксперты, такие как Абрамсон, надеются, что правительственный наблюдатель - возможно, специальный генеральный инспектор, подобный тому, которого Конгресс назначил во время войны в Афганистане, - будет следить за тем, чтобы американская помощь расходовалась надлежащим образом. «Так много всего поступает, а армия не такая уж и большая, - сказал Абрамсон, имея в виду украинских военных. - Способна ли она эффективно использовать, обслуживать и управлять вооружением?».
Оборонные подрядчики, рассчитывающие получить выгоду от просьбы Байдена о помощи, несомненно, надеются на это. Хотя доходы оборонной промышленности в первом квартале фактически снизились из-за того, что производители оружия разорвали связи с Россией, лидеры отрасли ожидают, что благодаря масштабным инвестициям Вашингтона эти доходы вырастут. Генеральный директор Raytheon Грег Хейс заявил, что расходы на оборону, которые и так должны были увеличиться до российского вторжения, находятся на лучшей траектории, «чем мы ожидали».
Пока неясно, как будет выглядеть эта траектория, если война затянется и достигнет патовой ситуации. Министр обороны Ллойд Остин говорил об ослаблении России, чтобы она не смогла снова начать подобное вторжение. Состоит ли в этом теперь главная цель США, или Байден по-прежнему намерен избегать прямого конфликта с Россией? В конечном итоге ему придется сформулировать эти ограничения, но, как сказал Хартанг, дебаты о сворачивании участия США «похоже, сейчас в Вашингтоне не ведутся».