ТАСС сообщил, что спектакль «Нуреев» перенесен по прямому распоряжению министра культуры Мединского, поскольку, как сообщил источник агентства в Министерстве культуры, по убеждению Мединского «спектакль выглядел как пропаганда нетрадиционных сексуальных ценностей».
В Министерстве культуры сообщение никак не прокомментировали. Мединский после того, как ему вместе с ВАКом удалось найти на просторах России единственный диссовет в Белгороде, который согласился вполголоса признать его ученым, старается реже представать перед прессой. Но сообщение на сайте ТАСС тем не менее вскоре исчезло. А о причинах снятия спектакля накануне премьеры рассказал генеральный директор Большого Владимир Урин, который объяснил, что спектакль был не готов и он его снял лично.
Репутация государственного информагентства ТАСС не такова, чтобы считать все, что появляется у них в ленте, истиной в последней инстанции. И «источник» вполне мог быть не вполне чистым, а напротив, лично заинтересованным «подставить» министра. Однако, версия Урина, находящегося в прямой административной зависимости от министра, выглядит совершенно фантастической. Режиссер спектакля Кирилл Серебренников вполне ясно выразил свое несогласие с мнением Урина. Он сказал, что «это их решения», и вместе с хореографом Юрием Посоховым отказался от совместной с Уриным пресс-конференции.
Есть видео, на котором после генерального прогона «Нуреева» все участники и присутствующие поздравляют друг друга с успехом бурными аплодисментами. Велика ли вероятность того, что представления о том, что такое хорошо и что такое плохо в искусстве так радикально и так внезапно разошлись у всех создателей и участников спектакля с одной стороны, и чиновника, который, тем не менее, является опытным режиссером и театроведом, с другой? Велика ли вероятность того, что Урин сам вдруг решил отменить спектакль накануне премьеры, чего сроду в новейшей истории российского театра не было? Велика ли вероятность того, что такие люди как режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов зачем-то решили обнулить свою репутацию и предъявить публике «не готовый» спектакль?
Остается только повторить за Ежи Лецом: «Некрасиво подозревать, когда вполне уверен». Гендиректор Большого Владимир Урин в каком-то особом людоедстве замечен не был, напротив, ходил в «крепких профессионалах» в сфере культуры, однако с систему встроен каждой клеточкой своего организма. В минувшем году был доверенным лицом «Единой России» на выборах в Госдуму. В 2014 подписал письмо деятелей культуры в поддержку аннексии Крыма и войны против Украины. Так что Владимир Георгиевич тут не демиург скандала, а приводной ремень, шестеренка.
Источник тот самый. Министр Промокашка. Автор многих выдающихся текстов, из которых самые выдающиеся: Диссертация и мем #рашкаговняшка#.
В истории России и ранее, в истории СССР министрами культуры были разные люди. Отношение к культуре «по остаточному принципу» иногда распространялась и на тех, кого «бросали на культуру». У советской власти была уверенность, что уж если кухарка может руководить государством, то руководить культурой вообще может кто угодно. На культуру «бросали» то химика Демичева, то аппаратчика Зимянина. Как-то раз Сталин накрыл культуру генерал-лейтенантом Пантелеймоном Пономаренко, который в войну руководил партизанским движением, а потом, будучи послом в Голландии, устроил мордобой в полиции, за что и был депортирован. Бравый генерал-партизан за год, что руководил культурой, не успел никого побить, поскольку Сталин умер и вместо генерала назначили философа Георгия Александрова. Тот взялся за дело активно, я бы даже сказал, горячо. Особенно глубоко вникал в проблемы советского балета, уделяя пристальное внимание творчеству балерин. Продержался год. Попался на организации подпольного борделя и был изгнан. История эта, получившая название «дело гладиаторов» (один из подельников Александрова, член-корр. АН СССР Еголин на вопрос Хрущева, зачем он в его годы туда полез, ответил испуганно, что он «ничего не делал, только гладил»), на долгие годы осталась одним из наиболее ярких событий в советской философии.
Самым известным советским министром культуры была ткачиха Фурцева. Ее ругали за то, что запрещала Ростроповича, The Beatles и The RollingStones. Хвалили за то, что вернула в страну Рерихов, разрешила выставку Шагала, французских импрессионистов и Моны Лизы, настояла на премиях Вану Клиберну и Федерико Феллини. В культуре она не очень разбиралась, но это, может, и к лучшему. С поправкой на время ее баланс, скорее со знаком «плюс».
В постсоветские годы наиболее известными министрами культуры были как раз профессионалы: театровед Михаил Швыдкой и музыковед Александр Соколов. Любимец культурной элиты Швыдкой палец о палец не ударил, когда убивали НТВ. Музыковед Соколов прославился тем, что отозвал из Парижа фотографию «Эра милосердия», которую в народе называли «Целующиеся милиционеры», назвав ее «порнографией».
В минувшие годы культурой в нашей стране руководило всякое. Но гаже нынешнего не было никого. И вровень с ним никто не стоял. Разве что Андрей Жданов, но тот был все-таки рангом повыше. Василий Аксенов говорил о Жданове как о булгаковском Шарикове, обретшем генеральские звезды. На новом витке «эволюции» Шариков стал сначала пиарщиком, написал массу книг, защитил аж три диссертации и служит в министерстве культуры. Министром.