Американцы любят знаменитостей и ненавидят политиков. Так мы заполучили в президенты Дональда Трампа, только что покинувшего закулисье «Ученика» и с гордостью несущего свой звездный статус в политику. Явный развлекательный фактор его президентства держит нас всех в предвкушении его следующего шага.
Он открыл дверь другим знаменитостям, претендующим на выборную должность. Музыкант Кид Рок мечтает о месте в Сенате Мичигана. Синтия Никсон из «Секса в большом городе» подумывает баллотироваться в следующем году на пост губернатора Нью-Йорка от Демократической партии. А Майкл Мур с бродвейских подмостков говорит, что в 2020 году демократы должны номинировать Тома Хэнкса в президенты.
«Невооруженным глазом видно, что знаменитости все чаще используют свой статус в качестве рычага, чтобы пробраться в политику очень высокого уровня, - говорит Билл Галстон, старший научный сотрудник Института Брукингса, - Но это недостаточный показатель политического успеха».
Кроме того, ошибкой будет считать Трампа простой знаменитостью, говорит Галстон. Его звездный статус был платформой, на которой он построил свою кампанию, но у него была твердая позиция по торговле, иммиграции и внешней политике Америки. Он говорил не «Голосуйте за меня, я знаменитость», а «Я знаменитость со своими идеями и чувствами, которые перекликаются с вашими».
Популярность всегда была большим преимуществом с точки зрения признания, хотя, по крайней мере, до недавнего времени, кандидаты нуждались в определенной степени доверия. Рональд Рейган был президентом Гильдии киноактеров. Арнольд Шварценеггер возглавлял Президентский совет по физической культуре, Трамп управлял международным бизнесом.
«Такие, как Кид Рок, это новое поколение, - говорит Джек Питни, профессор политологии в колледже Claremont McKenna. – Они просят избирателей выразить свое отношение, а не выбрать квалифицированного государственного служащего».
На странице сенатской кампании Кид Рока говорится, что он «невероятно доволен» ответом руководителей общин, ученых мужей и синих воротничков, «уставших от дерьма крайне левых и правых». Он говорит, что проведет пресс-конференцию в ближайшие шесть недель, и если он решит баллотироваться в Сенат, «поверьте мне… эти черти еще попляшут».
Кампания Джона Маккейна в 2008 году попыталась выставить Барака Обаму кандидатом-звездой, выпустив рекламу, где кадры Обамы, выступающего перед огромной толпой в Берлине, перемежались со снимками Бритни Спирс и Пэрис Хилтон, а женский голос на заднем плане вопрошал: «Он самая большая знаменитость в мире, но готов ли он возглавить страну?».
Стратег Обамы Дэвид Аксельрод говорит, что таким образом Маккейн пытался направить общественный интерес к Обаме против него самого, но ему это не удалось, поскольку Обама был серьезным человеком, который имел продуманное мнение по важным вопросам и отличился своим выступлением на первых дебатах. Кроме того, назначение Маккейном Сары Пэйлин в свои вице-президенты лишило республиканца морального превосходства.
Теперь ставки стали выше. «Трамп поднимает планку для всех кандидатов, - говорит Боб Шрум, заслуженный консультант демократических президентских кампаний. - Если звезда претендует на выборную должность, она обязана уверить народ в своей компетентности, ответственности, знаниях и умении себя подать».