«Сегодня в мире - «Новости из-за поребрика» Экономический блок (5 октября)» - Влад Пономарь

«Сегодня в мире - «Новости из-за поребрика» Экономический блок (5 октября)» - Влад Пономарь

«Новости из-за поребрика». экономический блок:

*Прибыль российской экономики упала четвертый месяц подряд.
*Счетная палата: Утечка денег из бюджета ускорилась в 12 раз.
*ЦБ открыл ящик Пандоры: "Мы движемся к государственной банковской системе".
*Россиянам массово отказывают в пересмотре кадастровой стоимости недвижимости.
*Почему поляки живут лучше россиян?
*Метр дорожает, население беднеет. Девелоперы отмечают рост цен на новостройки.
*На дне: квартиры в Москве теперь сдают за 15-20 тысяч рублей в месяц.

1. Прибыль российской экономики упала четвертый месяц подряд.
В России продолжается падение рентабельности практически всех видов бизнеса, кроме добычи полезных ископаемых и их продажи за рубеж.
Как сообщил Росстат, за 7 месяцев 2017 года из всех секторов экономики лишь сырьевая промышленность и связанный с ней транспорт смогла показать скачок прибыли, тогда как все остальные виды деятельности зафиксировали обвал финансовых результатов.
Отрезанная от сырьевой трубы часть экономики осталась чужой на этом празднике жизни.
Прибыль в обрабатывающей промышленности снизилась на 6,4%, в строительстве - рухнула на 29,9%. В оптовой и розничной торговле обвал достиг 26,9%.
Интернет-компании и операторы связи заработали на 7,5% меньше, сельхозпроизводители отчитались о падении прибыли на 8,7%.
Самый резкий обвал - втрое - был зафиксирован в организациях, занятых научной и технической деятельностью.
Общий сальдированный финансовый результат по экономике в июле снизился четвертый месяц подряд. Суммарная прибыль всех компаний (кроме банков и госучреждений) упала на 6,7% - до 5,5598 триллиона рублей. В реальном выражении, с учетом инфляции, падение превысило 10%.
Страдают те отрасли, которые ориентированы на потребителей внутри самой России, граждан и бизнес, чьи доходы обвалились за время кризиса.
Снижение спроса возобновилось во втором, а потом и в третьем квартале - 25% компаний заявили о сокращении числа заключенных договоров, 30% - о сокращении прибыли, 20% - об ухудшении финансовой ситуации.
В строительстве около 18% компаний в принципе балансируют на грани банкротства из-за сокращения госзаказа, который питал отрасль в "тучные" годы нефтяных сверхдоходов.
На финансовое положение бизнеса давит государство: хотя формально налоги не повышаются, на деле сборы растут. Это происходит за счет имущественных налогов (после перехода на кадастровую оценку земли и объектов недвижимости), отмены значительной части налоговых льгот (прежде всего по имущественным налогам) и улучшение налогового администрирования (что ведет к росту собираемости ряда ключевых налогов).
Правительство России озабочено поиском способов обеспечить наполнение бюджета и удовлетворить денежные аппетиты групп влияния, объясняет директор программы Экономическая политика Московского центра Карнеги Андрей Мовчан. С таким подходом никакие развивающие реформы не нужны - они задачу наполнения казны не решают, наоборот - требуют расходов.
У самого же бизнеса средств для инвестиций не остается, а без них рост невозможен." Более 40% производственных мощностей в России устарели технологически и физически и не могут производить конкурентоспособную продукцию. Например, за десять лет станочный парк в России уменьшился почти в два раза", - напоминает Мовчан.

2. Счетная палата: Утечка денег из бюджета ускорилась в 12 раз.
Федеральный бюджет выделил десятки миллиардов рублей на строительство и инвестиции в инфраструктуру, но каждый второй объект, профинансированный за счет налогоплательщиков, так и не был построен.
Об этом заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая в Госдуме с итогами проверки за 2016 год.
Общая сумма, потраченная из бюджета "без достижения социально-экономического результата", выросла по итогам года в 12,5 раз, сообщила Голикова.
В рамках федеральной адресной инвестиционной программы было запланировано строительство 443 объектов, но фактически построены и введены в эксплуатацию лишь 244.
"В системе Минобрнауки был предусмотрен ввод 47 объектов капстроительства, 32 объекта федеральной собственности и 15 объектов региональной и муниципальной собственности, из которых введены 10 и 11, соответственно", - привела пример Голикова.
По этому печальному сценарию ситуация развивается не первый год. По данным Счетной палаты, в общей сложности 12 тысяч объектов, на которые было выделено 2,2 триллиона рублей, числятся как "незавершенное строительство".
На проектные работы по каждому четвертому такому объекту деньги потрачены, но строительство не началось, и "перспектива не ясна"; по 1,7 тысячи объектов "информация вообще отсутствует", сообщила Голикова.
Из 37 госпрограмм 19 показывают эффективность "низкую" или "ниже средней". В денежном выражении речь идет о сумме в 3,7 триллиона рублей, что в 2,3 раза больше, чем год назад, сказала глава СП.
Провал в реализации заявленных целей сопровождается резким ростом объема недостоверной отчетности по расходованию бюджетных средств. По итогам прошлого года были выявлены факты фальсификации данных на сумму 655 млрд рублей. Это 5,5 раза больше, чем годом ранее, сообщила Голикова.
"Это очень тревожные оценки, которые требуют самого серьёзного внимания", - добавила она.

3. ЦБ открыл ящик Пандоры: "Мы движемся к государственной банковской системе".

ЦБ РФ, объявивший о национализации двух банков из топ-15, открыл ящик Пандоры - Россия, где госкорпорации уже контролируют 70% экономики, движется к государственной банковской системе.
Об этом в интервью The New Times заявил глава МДМ-Банка, занимавший пост зампреда ЦБ в 2002-04 гг, Олег Вьюгин.
По его словам, сама модель банковского бизнеса, которая позволяла зарабатывать в 2000е схлопнулась: частные банки привлекали дешевые кредиты за рубежом, и размещали эти деньги в России под ставки в разы выше. Но из-за санкций с 2014 года "эта возможность начисто исчезла".
Кризис 2008 года оставил скелеты в шкафах: "у банков образовались огромные токсичные активы, которые никто не разгребал". Это инвестиции, которые перестали генерировать доход - проблемные кредиты или вложения в недвижимость.
В Европе и США принята практика расчистки банковских балансов, но в РФ она не состоялось. Государство закачало в банковскую систему триллион рублей в виде помощи, хотя токсичных активов было как минимум в 5 раз больше, говорит Вьюгин.
Были надежды на то, что рост экономики закроет "дыры", но вместо этого случился обвал цен на нефть и санкции. Восстановления экономики не происходит.
"Надо смотреть на реальные доходы населения, а они не растут. Что касается бизнес-активности, то малый и средний бизнес выживает с большим трудом, а крупный частный бизнес пассивен, и связано это с непониманием того, какой политики дальше ждать", - рассказывает Вьюгин.
В результате, говорит он, "качественные заемщики исчезли вообще".
Прозревший ЦБ принял следующий алгоритм, рассказывает Вьюгин: если банк не получает достаточного дохода по активам (то есть инвестициям, или выданным кредитам), он должен досоздать резервы, то есть внести определенную сумму в капитал. Акционерам банка дается время на закрытие дыры, а если не получается, то - "добро пожаловать в Фонд консолидации".
Акционеры, по его словам, как правило, найти деньги не могут, поскольку "необходимы триллионы", и в результате "практически реализуется программа рекапитализации банковской системы посредством обращения частных банков в госсобственность".
"Если коротко - мы движемся к государственной банковской системе", - констатирует Вьюгин.
Но и госбанки являются источником риска, отмечает аналитик Fitch Александр Данилов. На их поддержку с 2013 года было выделено 2 триллиона рублей - столько же сколько на санацию лопнувших частных банков.
Из этой суммы 260 млрд рублей пришли напрямую из федерального бюджета, то есть за счет налогоплательщиков. 854 млрд - от Фонда национального благосостояния и еще столько же по программе докапитализации через ОФЗ. По сути это "скрытая форма санации", говорит Данилов.
Доля частного банковского сектора в России едва ли дотянет до 1% ВВП - можно считать, что частной банковской системы, способной служить важным драйвером экономического роста, в России нет вообще, категоричен директор программы "Экономическая политика" Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.
Отчасти коллапс частных банков объясняется и позицией ЦБ, который с одной стороны забюрократизировал до предела отчетность и надзор, а с другой - "занял позицию соучастника", не замечая даже очевидных проблем.
Вероятно, регулятор полагал, что "сохранение хорошей мины при плохой игре спасет положение, а банки закроют будущими прибылями свои проблемы", рассуждает Мовчан. Но, как известно, если все время в зародыше тушить маленькие лесные пожары, не давая сушняку выгорать, то из-за накопления в лесу сухой древесины рано или поздно происходит глобальный пожар, который уже невозможно потушить. Это сегодня происходит и с российской банковской системой, резюмирует он.

4. Россиянам массово отказывают в пересмотре кадастровой стоимости недвижимости.
Россияне резко увеличили число обращений в контролирующие органы с требованием пересмотреть кадастровую оценку недвижимости, которая была введена в РФ с 2015 года и резко увеличила для них сумму налоговых платежей.
По итогам 2016 года число обращений в комиссии по пересмотру кадастровой оценки выросло на 85%, за 8 месяцев текущего года - еще на 54%.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), речь идет о 26,7 тысяч заявлений в отношении 54,3 тысяч объектов.
Добиться желаемого при этом получается лишь у половины обратившихся. 46% поданных заявлений получили отказ.

5. Почему поляки живут лучше россиян?
Сравнение уровня и качества жизни двух приблизительно равных в начале 90-х годов стран России и Польши приводит к мысли, что мы либо что-то упустили, либо свернули не туда.
Грустными цифрами поделился блогер Валерий Кузнецов, побывав в Польше.
(в комментариях).

6. Метр дорожает, население беднеет. Девелоперы отмечают рост цен на новостройки (в комментариях).

7. На дне: квартиры в Москве теперь сдают за 15-20 тысяч рублей в месяц (в комментариях).

Влад Пономарь