Выдающийся политический и военный деятель, защитник православной церкви, попечитель киевского Богоявленского братства,
Петр. Конашевич (Кононович) Сагайдачный происходил из небогатой шляхетской семьи и имел собственный герб с изображением колчаца для стрел — сагайдака. Очевидно, его отца звали Конон (другая форма этого имени — Конаш), от чего происходит фамилия гетмана — Конашевич. Семейными угодьями родителей будущего гетмана было село Кульчинцы под Самббром На Львовщине.
Начальное образование Сагайдачный получил в Острожской академии, где написал труд «Пояснение об унии», о котором литовский канцлер Л. Сапега упоминает в письме полоцкому униатскому епископу И. Кунцевичу. Приблизительно в конце XVI в. будущий гетман переехал в Киев, где был учителем в семье богатого и влиятельного киевского заместителя воеводы Я. Аксака. В начале XVII в. по неизвестным причинам (возможно, личным) Сагайдачный отправился на Запорожье. Под началом гетмана С. Кошки он воевал в Молдове и Ливонии (Пруссии). Уже в 1605 г. Сагайдачный упоминается в документах как кошевой атаман.
Возглавив Запорожское войско, Сагайдачный осуществил его кардинальную реформу, превратив отдельные вооруженные ватаги в регулярную армию со строгой дисциплиной. Все войско было разделено на полки, а во время морских походов вступал в действие «сухой закон», предусматривавший смертную казнь за употребление алкоголя.
Гетман прославился морскими походами на Крым и Турцию. В 1607 г. войско Сагайдачного овладело мусульманскими крепостями Очаков и Перекоп, в 1608-1609 гг. совершено нападение на побережье турецкой провинции Анатолия. В 1613 г. казаки Сагайдачного дважды выходили в Черное море, опустошив несколько крымских городов. К Очаковскому порту, куда казаки возвращались из походов, султан Ахмед I направил большую эскадру, однако сечевики ночью напали на турецкий гарнизон и разгромили его, захватив немало галер. В том же году Сагайдачный разбил татар на Самаре — притоке Днепра. В 1614 г. запорожцы захватили турецкий портовый город Синоп, где разрушили крепость, уничтожили гарнизон, захватили арсенал и освободили невольников-христиан. В следующем году Сагайдачный с казаками на 80 кораблях-чайках достиг Константинополя, поджог его гавань и опустошил пригороды. В 1616 г. запорожцы овладели турецкой крепостью Каффа, расположенной на месте современной Феодосии. Захватив город, казаки сожгли военные корабли в гавани и освободили немало пленников. От Каффы они двинулись к Синопу и Трапезунду и захватили их штурмом. Ни до, ни после Сагайдачного (за исключением, возможно, кошевого атамана И. Сирко) казаки не достигали подобных военных успехов.

Под давлением турок Польша потребовала от Сагайдачного прекратить нападения на Османскую империю и ограничить количество реестровых казаков.
В 1618 г. польское правительство обратилось к гетману реестрового казачества Сагайдачному с просьбой помочь королевичу Владиславу в походе на Москву с целью занять российский престол. Вскоре Сагайдачный с 20 тыс. казаков взял штурмом российские города Ливны и Елец, разбив московское ополчение князей Пожарского и Волконского и избавив королевича от верного разгрома. Вернувшись из похода, Сагайдачный фактически стал гетманом всего украинского казачества.
Заслуга Сагайдачного состояла не только в выдающейся полководческой деятельности: он первым из казацких гетманов объединил интересы наиболее активных групп украинского общества — казаков, мещан и духовенства. Сагайдачный также первым из гетманов распространил свое влияние на Киев, вновь ставшим политическим центром Украины.
В 1615 г. в Киеве было основано православное братство, в которое «вписались» духовенство, мещане и шляхта, а в 1616 г. — и гетман Сагайдачный со всем Войском Запорожским.
Тогда же в среде украинской интеллигенции зародился план спасения православной церкви, пребывавшей в бедственном положении после подписания Брестской унии, — многие православные храмы отошли к униатским священникам. Сагайдачный и элита киевского общества понимали, что только они могут возродить православную церковь. В 1620 г. гетман убедил иерусалимского патриарха Феофана, возвращавшегося из Москвы, возобновить украинскую православную иерархию, уничтоженную после заключения унии. На обратном пути в Иерусалим Феофана встретили казаки Сагайдачного и сопроводили в Киев, где 6 октября патриарх возвел игумена Михайловского монастыря И. Борецкого в сан киевского православного митрополита, а шестерых епископов — на кафедры Украины и Беларуси. Новым иерархам были возвращены православные церкви, монастыри и имения.
Униатское духовенство объявило митрополита И. Борецкого и епископов самозванцами. Польское же правительство формально признало возро-ждение украинской православной церкви, поскольку нуждалось в помощи казаков в войне с Турцией, ведь именно в 1620 г. османская армия разгромила поляков в битве под Цецорой в Молдове.
В 1620 г. Сагайдачный как предводитель украинского войска был приглашен в Варшаву на сейм, где добился от правительства Речи Посполитой удовлетворения следующих требований: 1) ликвидации должности «старшего» над казаками, которого назначало польское правительство; 2) признания власти избранного казацким советом гетмана над всей Украиной; 3) отмены решения сейма об ограничении прав казаков; 4) предоставления населению Украины свободы вероисповедания. Только на этих условиях казаки соглашались воевать с Турцией на стороне Польши.
Осенью 1621 г. под Хотинской крепостью на Подолье произошла 5-не-дельная война между польскими и турецкими войсками, в которой казаки своим смелым наступлением спасли союзников от разгрома. Во время решающей битвы 28 сентября Сагайдачный попал в засаду и был ранен стрелой, оказавшейся отравленной. По случаю победы королевич Владислав, возглавлявший армию, устроил пир и прислал в, казацкий лагерь немало угощений и напитков. 21 октября он прибыл проститься с Сагайдачным и вручил ему золотую медаль, на одной стороне которой был изображен королевский портрет в оправе из рубинов, а на другой герб Польши — орел, украшенный сапфирами. Увидев простую телегу с сеном, приготовленную для раненого гетмана, королевич, приказал доставить свой экипаж и личного врача.
Король Сигизмунд III, высоко оценивая вклад казаков в победу над Турцией, в 1622 г. прислал Войску Запорожскому хоругвь, а лично гетману в Киев,— драгоценную булаву, золотую цепь и королевскую грамоту, в которой отмечались заслуги казачества перед польской короной.
Последние пять месяцев жизни гетман посвятил внутренним делам Украины. Он пожертвовал несколько тысяч злотых на возобновление, деятельности киевского Братского, монастыря, и содержание его школы, прислал 15 000 червонцев братской школе во Львове, завещал деньги другим украинским монастырям и церквям. Опекунами своего имущества Сагайдачный назначил киевского митрополита И. Борецкого и своего преемника атамана О.Голуба.
Умер П. Сагайдачный 10, апреля, 1622 г. Его похоронили с.почестями в, Богоявленском храме Братского монастыря (при перестройке церкви в конце XVII, в. могила была утрачена). Возглавлявший похоронную, церемонию ректор Братской шкоды К. Сакович посвятил этому печальному со; бытию «Вирши на жалостный похорон славного рыцаря Петра Сагайдачного», повествующие о жизненном пути и подвигах гетмана. В том же году «Вирши» были изданы отдельной книгой, На. одной из иллюстраций изображен Сагайдачный, сидящий верхом на коне и держащий в руке булаву! Рядом с фигурой гетмана — его шляхетский герб. На другой гравюре изображено сражение 1616 г. у турецкой крепости Каффа.
Непродолжительное гетманство Сагайдачного — 6 лет — имело огромное значение для истории Украины. Казаки стали ведущей общественной силой, в то время как украинская шляхта, полонизированная и окатоличенная, утратила прежний авторитет и роль защитницы православия. П. Сагайдачный вернул Киеву значение культурного и религиозного центра Украины истинного наследника славы древнерусской столицы княжеских времен.