«Поставщик последней надежды» (сокращенно ПОН) госпредприятие «Укринтерэнерго» 31 марта 2019 года завершает поставку электрической энергии 1300 потребителям. Именно тем, которые присоединились к договору о поставке электрической энергии поставщиком «последней надежды» с 01.01.2019 года. Речь идет не о прямых поставках населению (у них есть Постащик универсальной услуги), а о небытовых потребителях, которые должны были найти себе поставщика самостоятельно. Кто не нашел – государство дало дополнительные 90 дней, а Кабмин выбрал Укринтерэнерго в качестве ПОНа.
Почему же они так и не заключили договора? Да потому что в условиях рынка с ними никто не хочет работать. Слишком низкий уровень расчетов за электроэнергию – порядка 40% или ниже. Ну и кому нужен такой покупатель? Среди крупнейших должников – теплокомунэнерго, госшахты, промышленные и госпредприятия, а также водоканалы. Самые проблемные из которых ГП «Вода Донбаса» и Лисичанскводоканал, снабжающие водой Донецкую и Луганскую области. Генеральный директор Директората энергетических рынков Минэнергоугля Ольга Буславец отметила, что если не будут приняты меры по стабилизации проведения расчетов за электроэнергию, с 1-го апреля отключенные поставщиком «последней надежды» от электроснабжения предприятия останутся без договоров с новыми поставщиками, а соответственно и без электроснабжения. Это приведет к энергетическому кризису в разных городах Украины.
Слово «кризис» в данной ситуации совсем не преувеличение. Клиенту без поставщика в новом рынке э/э подавать нельзя, соответственно облэнерго (как компании выполняющие функцию доставки э\э) должны таких потребителей отключать. И будут отключать согласно закону и суровым правилам рынка. По инсайдерской информации таких будет порядка 70%, а это сотни предприятий по всей Украине. То есть на следующий день после выборов целый ряд населенных пунктов или районов останутся без воды и без света. Если это не кризис, что тогда кризис? Школы, больницы, шахты. Нервотрепки добавит и тот факт, что без света останутся и избирательные участки, которые там расположены. Госшахты Донецкой области, Волынской и Львовской будут затоплены. ПОН уже написал письмо на РЭМ о том, что прекращает отношения с этим клиентом на 31 марта.
Вопрос – что можно и нужно сделать, чтобы избежать катастрофы? Заставить частных поставщиков бесплатно поставлять электроэнергию? Это невозможно с точки зрения логики и юридической практики. Разве что при военном коммунизме. Потому что с энергорынком они обязаны рассчитываться вовремя и на 100% Как и энергорынок с генерацией, а те с поставщиками ядерного топлива, угля, налоговой инспекцией и платить зарплаты со взносами в ПФ. Второй вариант – дать этим предприятиям статус защищенного потребителя. Соответствующая процедура прописана Минэнерго и предполагает финансовые гарантии (энергетическую броню от отключений) для потребителей, важных для жизнедеятельности регионов. Но тут есть одна проблема, которая мешает просто использовать этот отработанный механизм.
В новом законе «О рынке электроэнергии» энергетической брони нет. Рынок есть рынок, так считали законодатели правил. На сегодня ни одно юрлицо не подало заявку на межведомственную комиссию при Минэнерго и не получило статус защищенного потребителя. Причина в том, что нет реального механизма, как получить эти финансовые гарантии. Каждый раз – погашение их долгов из местных бюджетов (что вобщем-то и предполагал бы статус защищенного потребителя) – сопровождается торгами с местными облсоветами и пока практически нигде не решилось в положительную сторону. Тупик?
Проблему нужно решать централизовано и очень оперативно. И тут вся надежда на Кабмин Гройсмана, который должен предложить решение, универсальное для всех регионов. Центр Разумкова уже предложил несколько вариантов. Потому что пока раскачаются и найдут выход на местах – пройдет очень много времени. И мы получим подтопления шахт, обесточенные больницы со школами, проблемы и местами трагедии с катастрофами. Ну а принципиальное решение на длительный срок – доведение до ума процедуры статуса защищенного потребителя и привлечение финансовых гарантий для решения проблемы долгов. Пример – больницы и школы никогда не отключают за неуплату. Финансовым поручителем выступает местный или государственный бюджет.
При таких гарантиях поставщики согласятся заключать договора. Деньги на решение этого важного вопроса есть. За февраль 2019г. доходы госбюджета превысили плановые поступления на 8,6%. При этом доходы спец.фонда (его и можно было бы задействовать) превышены в сравнении с плановыми почти в 2 раза (на 98%). За январь-февраль 2019г. план доходов общего фонда госбюджета выполнен на 99,2%. Это очень хороший показатель, т. к. всегда в январе бывает сильный провал выполнения плана. Местные бюджеты — есть данные за январь: доходы — 43,8 млрд. грн, расходы — 32,3 млрд. грн. Профицит — 11,5 млрд. грн. Скорее всего, в феврале тоже профицит. Главное, не затягивать с решением. Если ждать пока проблема «сама собой рассосется», то дело может закончиться очень плохо. И очень скоро, кстати. Хотя, скорее, совсем некстати…