«Чернобыль» - явно не из тех названий, которые готовят нас к чему-то приятному и милому. Ужас чернобыльской катастрофы 1986 года невозможно осмыслить, это событие космического масштаба, которое заражает атмосферу и проникает в кровь. И все же вам наверняка понравится мини-сериал от HBO, состоящий из пяти эпизодов и дебютировавший в тени «Игры престолов». Он смотрит прямо в суть вопроса. И делает ужас мыслимым.
Если вы смотрите «Игру престолов», то уже видели превью «Чернобыля», где хмурый Джаред Харрис в очках размышляет о непостижимом ужасе радиации. Пусть это вас не отпугнет. Сериал представляет собой яркий и подробный пересказ катаклизма. Он начинается как триллер почти в реальном времени, показывая реакцию самых разных людей, находящихся в опасной близости к ядерному реактору. Временные рамки расширяются по мере развития сюжета, включая официальный ответ советского правительства и попытки понять, что пошло не так.
Харрис играет Валерия Легасова, химика, который помог возглавить меры по урегулированию катастрофы. Валерий накладывает на себя руки в первой сцене сериала, задавая зловещую атмосферу, которая отходит на задний план, когда сюжет возвращается на Чернобыльскую АЭС в ту ночь, когда случилась трагедия.
В начальных эпизодах постоянно повторяется одна и та же сцена. Кто-то заходит в комнату - инженер, ученый, Валерий, может быть, физик-ядерщик - и говорит что-то вроде «Реактор взорвался». А другой присутствующий в комнате человек - управляющий среднего звена, начальник, какой-нибудь советский чиновник или кто-либо другой - отвечает что-то вроде: «Это невозможно». Радиация проникает в атмосферу, пожарный гасит пламя водой из шланга. Кожа краснеет, как при ожоге, затем приобретает другие оттенки, а чиновники настаивают, что все идет по плану. «Чернобыль» старается изобразить событие как особое бедствие, прогремевшее по вине антиэкспертизы себялюбивых политиков, не обращавших внимания на все то, что говорили им окружающих их умные люди.
Очень актуально звучит, да? Чернобыль становится захватывающей мрачной комедией, едва его фокус переключается на коридоры власти, где бездействуют Михаил Горбачев (Давид Денчик) и советский аппарат. «Россия 1986 года – это страна, которая одержима тем, чтобы не оказаться униженной», - говорит Борис Щербина (великолепный Стеллан Скарсгард), партийный деятель за столом Горбачева, назначенный в тандеме с начитанным Валерием работать над задачей, которая в той или иной степени станет концом для них обоих.
Да, все это звучит удручающе, особенно если не забывать про Василия (Адама Нагайтиса), пожарника из Припяти, вызванного со своей командой к реактору, или жену Василия, Людмилу (Джесси Бакли), чья собственная трагедия стала одной из многих бомб замедленного действия в мини-сериале. Они оба списаны с реальных прототипов, и насыщенный реализм «Чернобыля» показывает весь ужас ситуации крупным планом. Режиссер сериала - Юхан Ренк, который снял один из ранних эпизодов «Ходячих мертвецов» и несколько часов «Во все тяжкие». Этот мини-сериал ничем не приукрашен, да ему это и не требуется. Всякий раз, когда Василий объясняет статистические данные - масштаб экологической катастрофы, возможность заражения воды - страх становится осязаемым.