Снова и снова, и в прошлом, и сегодня, даже повсюду на работе и за ее пределами, создается впечатление, что на руководящих постах то и дело появляется определенный тип личности: тиран. Они поразительно похожи: харизматичные, обаятельные, но расчетливые и жестокие одновременно. Как правило, в них сочетаются такие черты нарциссического и антиобщественного расстройства личности, как отсутствие эмпатии, претенциозность, жажда власти и контроля, лживость и хитрость, безразличие к обычным законам, правилам или морали и многое другое. Известный психоаналитик Отто Кернберг даже придумал этому типу название - «злокачественный нарцисс».
Но хотя люди часто говорят об ужасающих последствиях поступков этих тиранов, реже в разговоре всплывает то, что эти лидеры не восходят к власти и не могут набирать силы в вакууме; они едут к своей цели на спине народа, который в конечном итоге удостаивается лишь презрения и пренебрежения. Необходимо также разобраться, что за люди следуют за этими диктаторами; почему они поклоняются им? Что в человеческой природе делает нас уязвимыми перед этим бесконечным циклом жестокости и опасности?
- Потребность в сильной родительской фигуре
Одна фундаментальная проблема человеческой природы, которая влечет нас к идее высшей власти - это потребность в идеализированной родительской фигуре. Отчасти по этой причине взросления родители занимают столь важную роль в нашем сознании, или, наоборот, могут причинить нам непоправимый ущерб своим отсутствием или жестокостью. Они являются основой для вашего выживания в детстве; и даже более того, в условиях родительской халатности или пренебрежения многие начинают испытывать потребность в поддержке сильного, идеального «родителя». К сожалению, тяготение к этому образу может скрыть истину о том, что такой идеальной фигуры не существует; и лидер-тиран может легко эксплуатировать это беспрекословное поклонение.
- Вера в лучшие качества других/наивный идеализм
Иногда, к сожалению, наша добрая воля и вера в человеческую доброту могут сделать нас жертвами манипуляции. В здоровом обществе взаимное доверие является фундаментальным элементом его силы, а не соблюдение общих моральных правил поддержки, принятых в сообществе. Но иногда это делает нас уязвимыми перед теми, кто не играет по тем же правилам. Мы предполагаем, что любой человек будет следовать условиям того же социального договора о взаимном уважении и щедрости, сопереживании и справедливости, к которому стремится большинство из нас. Но, к сожалению, мы недооцениваем хитрость социопатов, которые пользуются этой наивностью, не заботясь о других. Мы верим в лучшее друг в друге, что во многих случаях себя оправдывает, но также является нашей ахиллесовой пятой. Сложность состоит в том, что у этой черты есть своя градация. Явные и очевидные «нарушители», к примеру, серийные убийцы, - это одно, а как быть с теми, кто все еще соблюдает определенные социальные нормы, хотя в своей основе просто преследует собственные интересы? Где мы проводим грань между параноидальным недоверием и беспамятной наивностью? В этой серой зоне доверия и процветают социопаты.
- Исполнение нереализованных желаний/восхищение трансгрессивным поведением, уверенностью
На каком-то уровне, может быть, мы сами восхищаемся акулой или завидуем ей, даже если по какой-то причине мы сдерживаем в себе порывы, чтобы не сожрать жертву. Считаете ли вы себя такой тайной акулой, которая затаилась в ожидании того момента, когда можно будет воспользоваться лазейкой в правилах, или завидуете тому, что получают эти хищники: уверенности, власти, деньгам, потому что вы чувствуете, что эти цели для вас недостижимы? Возможно, вы испытываете трепет перед темной стороной, которую вы подавляете внутри себя, или перед очевидной свободой, с которой эти люди нарушают правила и достигают славы.
- Соблазн поверхностных маркеров успеха (деньги, внешность, статус)
Люди, к сожалению, являются статусно-ориентированными существами, и отчасти дело в эволюции. Животное с самым ярким оперением, которое поет громче всех, обладает определенными желательными физическими качествами, которые представляются особенными или необычными, привлекает больше внимания. Даже младенцы и дети тянутся к определенным лицам, которые воспринимаются как «привлекательные». В современном капиталистическом обществе мы особенно одержимы признаками материального поверхностного успеха: одежда, автомобиль, диплом известного университета, управленческие звания, слава и гламур. К сожалению, эти маркеры обычно не имеют отношения к морали, доброте или глубине человеческого характера. Все они – показные ярлыки, и мы не можем не отдавать им должное.
- Чувство слабости/неуверенности в собственной жизни
Когда люди не имеют контроля над собственной жизнью, они обращаются к фантастическим персонажам, воображаемым мирам, религии и ее всемогущим идеализированным фигурам, но чаще ищут совета от значимых фигур в своей жизни, будь то знаменитости, поп-идолы и люди, отличающиеся харизмой и силой. Эти обаятельные личности блещут внешней уверенностью, которая обнадеживает неуверенных в себе или нерешительных. Когда кажется, что ваши отношения и/финансовое положение и/или ваше собственное счастье рушатся, привлекательность человека, у которого, кажется, все это есть в избытке, влечет вас и заставляет надеяться на то же самое, даже если это обман.
- Трусость/пассивность/ложная безопасность/выживание
Некоторые предпочли бы оставаться на обочине жизни, но в кажущейся безопасности, позволяя кому-то руководить собой, возможно, из боязни ответственности или страха наказания. Эта пассивность может в некоторой степени оказаться полезной, спрятав вас от нежелательного внимания или конфликта, но она способна развязать руки тиранам. Она также дает человеку возможность оставаться в роли ребенка и избегать решения собственных проблем, позволяя другим распоряжаться за них. Это форма уклонения, которая дает тиранам больше власти, так как никто не желает им противостоять или остановить их злодеяния.
- Сила/популярность компании/подражание
Начиная с начальной школы, каждый испытывает давление со стороны сверстников, боясь стать «ботаником» или «чудаком». В некоторой степени этот социальный паттерн не меняется даже во взрослом возрасте, хотя, к счастью, диапазон приемлемой уверенности и возможностей для самореализации гораздо более разнообразен. К сожалению, определенные карьерные или социальные направления остаются узко определенными, и те, кто лучше всего соотносятся с обозначенными «нормами», получают больше власти и последователей. Этим последователям нравится греться в лучах одобрения успешного лидера и своей клики, даже когда капризы лидера становятся злонамеренными или основываются на подавлении других.