Предложение советника президента Олега Устенко продавать по частям крупнейшие государственные предприятия-монополисты («Нафтогаз» и «Укрзалізниця») вызвало вполне предсказуемый резонанс. В первую очередь потому, что тема действительно важная, масштабы и суммы способны даже постороннего человека вывести из комы. Добавьте к этому интерес менеджмента этих предприятий, не желающих терять такое прекрасное место под солнцем и беспокойство их политических партнеров.
Да и сами политики, даже далекие от связанных с госпредприятиями финансовых потоков, своего не упустят. «Украину хотят распродать с молотка» – прекрасный слоган, чтобы поднять свой рейтинг. Ну, а автоматически подразумеваемый запрет не допустить к аукциону российский бизнес добавляет к общему хору еще несколько голосов. Жалко им упускать такую возможность. Так что разобраться в этом потоке заявлений, обещаний и угроз будет непросто. Тем паче, что это только первая реакция. Дальше будет еще интереснее.
Начнем с самого простого и шкурного вопроса – что нам дают государственные предприятия? Тут, в первую очередь, нужно говорить о деньгах. Сколько они приносят в бюджет Украины? Тут картинка очень интересная. В 2017 году по итогам 12 месяцев общий результат всех (это важный момент) государственных предприятий составлял порядка минус 130 миллиардов гривен. В 2018 – 111 миллиардов. Конечно, это гораздо лучше, чем во времена «крепких хозяйственников» Виктора Януковича и Николая Азарова – тогда среднегодовые убытки доходили до двухсот миллиардов. Но все равно – за их хозяйственную деятельность каждый украинец, включая пенсионеров и детей, ежегодно доплачивает по нескольку тысяч. Зачем?
Согласитесь, парадоксальная ситуация. Люди целый год работают, что-то зарабатывают, а в конце года другие работающие должны из своих налогов компенсировать им десятки миллиардов убытков. Любой здравомыслящий бизнесмен от таких активов избавился бы моментально. Продал с любым дисконтом, подарил, потерял или сжег бы, в конце концов. Даже не заморачиваясь аферами со страховкой. То есть на первый взгляд приватизация государственного сектора выглядит очевидной и срочной. Даже не получая ничего мы по итогам года убираем из бюджета расходную статью на десятки миллиардов. Но, как и во всякой масштабной картинке, тут не все штрихи одинаковы. А с водой из тазика легко выплеснуть и ребенка. Так что приватизация госпредприятий необходима. Она давно назрела, перезрела и еще несколько раз назрела. Неэффективный менеджмент и коррупционные схемы в госсекторе обходятся Украине слишком дорого. Но важны нюансы и для решения проблемы нам все-таки требуются мозги и скальпель, а не кувалда и кураж.
С мелкими предприятиями вопросов нет. Хватает фактически заброшенных заводов и фабрик, от которых остались только корпуса без оборудования, а иногда вообще пустырь и документы. Но на многих есть директор, бухгалтер, сторож и счета за коммунальные услуги. Они не генерируют ни копейки, чистый убыток. Тут все с молотка и чем быстрее, тем лучше. А вот с крупными придется разбираться. Олег Устенко говорит про Укрспирт и Государственную продовольственно-зерновую корпорацию Украины. Нет вопросов. Про Укрспирт операторы алкогольного рынка доброго слова не скажут. Потому что все крупные холдинги давно уже сами могут производить спирт гораздо более качественный на современном оборудовании. Разговоры об учете не стоят времени – «левого» спирта на рынке хватало всегда. Совершенно не нужный государству монстр. ГПЗКУ – тоже давно потерян смысл ее существования. Про схемы и интересы отдельных людей все понятно, но государству эти игрушки точно не нужны. А теперь переходим к важному. К тем предприятиям, которые «просто продать» в конечном итоге выйдет себе дороже.
С «Нафтогазом» картина достаточно простая. Его действительно будут разделять, потому что одно предприятие не может заниматься добычей, транзитом и продажей газа. Согласно Третьему энергопакету Евросоюза, который мы признали. Хотя, признание тут значения не имеет – «Газпром» категорически не согласен, но при работе с Евросоюзом его заставляют играть по правилам. После разделения, ГТС продадут или, что вероятнее, внесут в качестве украинской доли в новый международный концерн. Так или иначе – «Нафтогаз» после ухода «крепких хозяйственников» больше не требует бюджетных дотаций, а платит приличные налоги в бюджет. При наличии контроля со стороны Кабмина это предприятие можно оставить в собственности государства.
Гораздо сложнее с «Укрзализницей». Очевидно, что основная инфраструктура – от самих путей и до диспетчерской службы должны оставаться в собственности государства. Но если бизнес хочет построить за свои деньги ветку к своему предприятию – его дело и станет его собственностью. Нет проблем. А вот вокзалы давно можно (и нужно) сдать в аренду частникам, прописав инвестиционный договор. Может, тогда вокзалы перестанут быть рассадником криминала, приютом для бездомных и даже в Киеве заработает многострадальный эскалатор. Еще одна проблема «Укрзализныци» — постоянный дефицит вагонов и тяговой мощности, то есть локомотивов. В свое время получить в сезон вагоны под зерно или металл без взятки вообще было проблематичным. Сюда можно и нужно запускать частного инвестора со своими вагонами и локомотивами. Крупные ФПГ Украины давно на этом настаивают. Будут сами работать и платить «Укрзализныце» по тарифу за использование инфраструктуры.
Еще один важный момент – пассажирские перевозки. Они в настоящий момент убыточны. И не только электрички, но и поезда. А поскольку деньги из воздуха не берутся, пассажирские перевозки «УЗ» дотирует за счет грузовых. И если прибыль от грузоперевозок упадет – пассажирские придется серьезно сокращать, либо повышать тарифы. А это не так просто и не только из социальных соображений. Сравнительно дешевые пассажирские перевозки поездами открывают широкие возможности для внутреннего туризма в Украине. И, в перспективе, для увеличения потока иностранных туристов. Которые смогут посещать не только Киев, Львов и Одессу. Отрасль очень перспективная, интересных для туристов мест в Украине много. И, потеряв в деньгах на пассажирских перевозках, мы сможем заработать гораздо больше в туристической сфере.
По электричкам тоже есть важный момент – их дешевизна повышает мобильность рабочей силы. И из областей в областные центры люди ежедневно ездят на работу. И в общей картине это выгоднее, чем заставить их сидеть дома и получать пособие по безработице. Не говоря уже о том, какой коллапс ожидает автомагистрали, в случае отмены пригородных поездов. В ряде стран Европы именно из соображений мобильности трудовых ресурсов даже городской транспорт делают бесплатным. Чтобы люди на низкооплачиваемой (по европейским меркам) работе не отказывались от нее, даже если добираться далеко и с пересадками. Справедливости ради стоит отметить, что этот эксперимент дал ожидаемый эффект не везде, но часто себя оправдывал. Так что «Укрзализныця» настолько сложный механизм, что его реформирование и перестройка требует предварительных расчетов и тщательного анализа в экспертном кругу. Политические лозунги тут только навредят.
Что мы имеем по итогу? При подходе к приватизации нам важно в первую очередь поменять советскую концепцию, на современную. Нам не нужен прибыльный, но неэффективный государственный сектор экономики. Потому что государственный как правило неэффективный по определению. Вообще зарабатывание денег – не дело государства. Его задача обеспечивать безопасность и регулировать жизнь граждан. Для этого граждане платят налоги. И десятки миллиардов долларов из бюджета ежегодно на поддержание убыточных госпредприятий – это даже не роскошь, а глупость и расточительство. Но что касается крупных игроков и госмонополий – простые рецепты подходят исключительно для идеального мира и «сферических куриц в вакууме». То есть в каждом отдельном случае нужно разбираться детально и рисовать дорожную карту от дня сегодняшнего, к конечной цели. Но и откладывать этот процесс уже некуда.