Антирекорд украинской гривны

Антирекорд украинской гривны

Гривна установила исторический антирекорд. В минувшую пятницу cтоимость одного евро в Украине составила 35 гривен и 20 копеек. Последний раз такие низкие показатели украинская валюта демонстрировала в 2015 году. Тогда официальный курс не превышал 34 гривен за евро. По мнению экспертов, к колебаниям валюты украинцам нужно приспособиться. И не ждать от каждого нового скачка финансовой катастрофы. Так как ее в ближайшие годы в Украине не будет, уверяют экономисты.

В 1996 году после денежной реформы официальной валютой в Украине стала гривна. Она пришла на смену временной единице — купоно-карбованцу, которую использовали в стране после распада СССР. Первую серию банкнот номиналом 1, 2, 5, 10 и 20 гривен изготовили в Канаде в 1992 году.

Производством занималась Canadian Bank Note Company, разработкой дизайна — украинские художники Василий Лопата и Борис Максимов. На гривнах решили изображать исторических деятелей, которые в тот или иной период участвовали в создании независимого украинского государства. В результате великие князья киевские Владимир Великий и Ярослав Мудрый, гетман Богдан Хмельницкий, поэты Тарас Шевченко, Иван Франко и Леся Украинка, государственные деятели Иван Мазепа и Михаил Грушевский, философ Григорий Сковорода появились на первых купюрах.

В этом году Национальный банк Украины собирается выпустить банкноту номиналом 1000 гривен. Как выяснили СМИ, первую партию уже отпечатали. По версии журналистов, на новых банкнотах изображен Филипп Орлик, гетман-эмигрант и автор первой украинской конституции. Ранее в Украине бытовало поверие, что парижский аэропорт Орли назвали в его честь. Но выяснилось, что это всего лишь легенда. Так как Орлик в этих краях никогда не бывал.

Кстати, Василия Лопату обвиняли в том, что вместо исторических личностей на украинских банкнотах он рисовал себя. Лопата ответил, что настоящий художник в каждом портрете подсознательно изображает себя.

Гривна существовала еще во времена Киевской Руси. Тогда так называли серебряные и золотые ожерелья. Позднее монеты с таким же названием использовали в качестве обменной валюты. В 1917 году гривна появилась в Украинской Народной Республике. Ее оформление тогда придумал известный художник Георгий Нарбут.

Сегодня в обиходе находятся банкноты третьего поколения, образца 2003-2007 годов. Национальный банк Украины с 2015 года занимается их обновлением.

Как сообщили в пресс-центре НБУ, в Украине за год печатают около 1,8 миллиарда купюр и 1,2 миллиарда монет. И производят 2500 тонн банкнотной бумаги. Из ее запасов за последние двадцать лет можно было бы проложить дорогу на Луну, рассказали в НБУ.

Но курс украинской валюты за годы независимости стабильностью не отличался. В 1996 году 100 американских долларов можно было купить всего за 176 гривен. Во время мирового финансового-экономического кризиса 2009 года курс гривны значительно снизился. Тогда стоимость одного доллара составляла 8 гривен.

Несмотря на резкое падение курса, президент Центра антикризисных исследований и аналитик Института общественно-экономических исследований Ярослав Жалило считает, что украинская валюта в 2017 году стабилизировалась. Никаких кардинальных скачков гривны при отсутствии катаклизмов в ближайшем будущем также не предвидится, считает экономист.

Экономика Украины стабилизируется, но курс гривны продолжает падать. Почему?

Ярослав Жалило: Курс гривны не является обязательным признаком макроэкономической стабильности. Определенные колебания, конечно, допускаются. Но если сегодняшние данные сравнить с показателями 2014-2015 годов, то стабилизация курса налицо. Кроме того, Национальный банк отказался от режима курсового таргетирования и перешел к режиму инфляционного таргетирования. Это означает, что он официально заявил, что, во-первых, он активно не будет влиять на курс гривны, а, во-вторых, что нужно привыкать к тому, что гривна будет колебаться. Если мы посмотрим на амплитуду колебаний гривны за 2017-й год, то увидим, что девальвация составляет буквально пару процентов. Но тем не менее колебания есть. И они, как это ни странно, в определенной степени связаны с улучшением макроэкономического состояния в стране. И с ростом внутреннего спроса, которой не удовлетворяется национальным производством. Также нужно учитывать, что в 2017-м году произошло значительное увеличение номинальных доходов населения. А это повышает давление на рынок, в том числе и на валютный.

-Как вы оцениваете работу Национального банка Украины?

-Нацбанк сегодня, мне кажется, пошел по ложному пути, когда отказался от курсового регулирования. Он попал в собственную ловушку. Курсовой фактор сегодня начинает влиять на ускорение инфляции в Украине. Получается, что Нацбанк, заявив о переходе к инфляционному таргетированию, усложнил себе жизнь. Поскольку достижение инфляционного таргета сегодня затруднено из-за активного инфляционного влияния курсовой нестабильности. Выходит, что стратегически здесь Национальный банк не продемонстрировал своей эффективности и пошел по ложному пути.

Но ситуация на валютном рынке вовсе не катастрофическая. Ситуация относительно прогнозируемая, она может иметь отрицательные макроэкономические последствия, но она не говорит о том, что мы имеем дестабилизацию в денежно-кредитной сфере. Такая вот особенность у достигнутого украинского временного равновесия. Соответственно, я думаю, что Нацбанк в этой ситуации делает, что может.

-Какой обоснованный курс гривны сегодня?

-Сегодня обоснованный курс гривны составляет 8-10 гривен за доллар США. То есть разница получается где-то в два, два с половиной раза.

Во время мирового финансово-экономического кризиса 2008 года курс гривны колебался, но так кардинально, как сегодня, он не менялся. Почему? Его искусственно удерживали?

Ну почему же не менялся. Давайте вспомним 2008-й год. Там произошел довольно радикальный скачок курса. В начале года доллар стоил 4,95 или 4,99 гривен. К концу года курс разогнался под 10 гривен. То есть падение составило около 100 процентов. Если в процентном соотношении, то 2008-2009 годы показали довольно значительную динамику падения. Но не больше, чем сейчас. Все-таки тогда было внешнее воздействие, а сегодня внутреннее. Это внутренняя дестабилизация и военное воздействие на страну. Сегодня провал глубже. Но тогда тоже была значительная девальвация.

-Европейский Союз и международное сообщество, могут ли они помочь? Например, ускорить стабилизацию гривны?

-Я думаю, что это не задача ни ЕС, ни международного сообщества, даже не его интерес. Если под международным сообществом понимать МВФ, я думаю, что это так. Потому что одна из задач МВФ — обеспечение стабильности мировой валютной и финансовой систем. МВФ непосредственно говорит, что страна не должна заниматься искусственным поддержанием курса. Либерализация курсообразования и отказ от курсового таргетирования у нас возникли именно в рамках подписания меморандума с МВФ. То есть МВФ заинтересован в том, чтобы мы не поддерживали курс, чтобы он устанавливался рыночными инструментами, потому что в этом случае страна не расходует свои валютные резервы. Валютные резервы могут расходоваться на обеспечение платежеспособности по внешним долгам. А это является фактором стабильности мировой валютно-финансовой системы. То есть не стабильность гривны, а стабильность Украины как плательщика долгов. Поэтому стабильность национальной валюты абсолютно не является интересом ни одной из международных организаций.

Европейский союз может способствовать становлению в Украине современной эффективной рыночной экономики, которая будет конкурентоспособна, которая будет иметь возможность развития, которая будет интегрирована в глобальное экономическое сообщество, в частности, в европейскую экономическую систему, потому что мы же часть зоны свободной торговли ЕС. В этой ситуации улучшение экономической ситуации будет способствовать курсовой стабилизации.

-Может ли на курс гривны как-то влиять оборот криптовалют?

-Нет, я не думаю, что сегодня, на гривну, как и на любую другую валюту, могут как-то повлиять криптовалюты. Потому что пока это очень узкий и обособленный сегмент. Возможно, через пару лет, если развертывание бума криптовалют продлится и этот рынок укрепится. Тогда он может стать спусковым крючком для валютно-финансового кризиса, как это было в 2008-2009 годах с деривативами. Но пока я даже не могу прогнозировать и не считаю, что целесообразно вообще что-то прогнозировать. Все-таки это узкий сегмент, пока это игрушка для определенной части участников финансового рынка.

-Какие перспективы у гривны в ближайшие годы?

-Ярослав Жалило: Мы столкнемся с нестабильностью колебаний, с укреплением гривны. Я думаю, что этот осенне-зимний провал будет постепенно сходить на нет. Но на 25 гривен за доллар мы уже, к сожалению, не выйдем. Со средины года все будет зависеть и от глобальной экономики, в том числе от поступления валютных экспортеров, и от национальной экономической политики. Я думаю, что политика будет смягчена за данный период. Это повысит курсовые риски. Сейчас прогнозируют 30 гривен за доллар к концу года, я думаю, что этот показатель довольно реалистичный. Возможно он будет отличаться, но не сильно. Но каких-то оснований для серьезного провала гривны, для каких-то серьезных девальвационных скачков я на сегодняшний день не вижу. Если, не случится катаклизмов, особенно неэкономического характера, военного или политического, то я думаю ничего плохого нас не ждет. А колебания в рамках нескольких гривен, я думаю, что это будет характерно и нынешнему году, и будущему. К этому нужно просто адаптироваться. В общем-то экономика Украины постепенно и адаптируется.