В 2020-м году Армения понесла тяжелейшие потери, по результатам 44-х дневной войны и оказалась в очень непростой ситуации в вопросе компенсации утраченного потенциала. Непростой ситуации, как с технической точки зрения, так и моральной.
Сейчас, мы прекрасно понимаем, что 2021-й стал для России, являвшейся основным поставщиком вооружений в Армению на протяжении последних трёх десятилетий, годом накопления ресурса, для полномасштабного вторжения в Украину. Разумеется, при таких условиях, ни о какой масштабной компенсации потерь армянской армии за счёт поставок из РФ и речи идти не могло.
В свою очередь, в Ереване продолжала вынашиваться обида на Россию за то, что та жёстко не приняла сторону Армении в 2020 году и не оказала ей всецелую поддержку в ходе войны.
Комплексно, все эти факторы повлияли на то, что армия Армении и поддерживаемые ею незаконные вооружённые формирования так называемой «НКР», не смогли восстановить свой милитарный потенциал, всецело основанный на советско-российской номенклатуре вооружений. После начала полномасштабного вторжения России в Украину в 2022-м году и ещё более глубокого ухудшения двусторонних отношений между Ереваном и Москвой, говорить о восстановлении ВТС между странами на прежнем уровне и вовсе не приходилось.
А потому, нет ничего удивительного в том, что Армения принялась активнее искать поставщиков вооружений среди других стран — партнёров. В частности, таковой может и скорее всего, станет — Франция.
Как известно, министр обороны Франции Себастьян Лекорню уже заявил, что его страна готова продать некую военную технику Армении, для обеспечения защиты воздушного пространства. Очевидно, что речь идёт о средствах ПВО.
Глава парламентской комиссии по обороне Армении Андраник Кочарян аналогично, подтвердил двусторонние контакты на уровне ВТС, без лишних подробностей.
Вопрос ВТС между Арменией и Францией так же находится в поле внимания и Украины. Поскольку для Украины немаловажно сохранения высокого уровня сотрудничества и поставок разной номенклатуры вооружений от Парижа. В том числе и средств ПВО.
Например, в Украине себя уже отлично показали французские комплексы малого радиуса действия ЗРК Crotale. Они оказались не только высокоэффективными ракетными средствами перехвата малогабаритных целей, типа дронов-камикадзе Shahed-131/136, но и дозвуковых крылатых ракет типа КРМБ «Калибр» и Х-101/555.
ЗРК Crotale вполне бы мог заменить, либо усилить, стоящие на вооружении Армении, морально устаревшие и уступающие французскому комплексу советские и модернизированные Россией ЗРК Стрела-10 и «Оса».
В свою очередь, для усиления эшелона среднего и большого радиуса действия, Франция может предложить комплексы SAMP/T, эшелон которых определяется модификацией ракет Aster-15, либо Aster-30. Данные комплексы вполне могут стать заменой, либо усилением имеющихся на вооружении Армении ЗРК С-300, ЗРК Тор-М2, ЗРК Бук-М2, ЗРУ С-125 и т.д.
Но, во всей этой истории с ВТС Франции и Армении можно выделить как минимум два очень важных нюанса.
Франция хоть и является одной из ведущих по показателю экспорта вооружений стран в мире, входя в ТОП-10, но при этом её производственные мощности не настолько велики, чтобы можно было удовлетворить потребности сразу нескольких клиентов одновременно, в предельно сжатые сроки.
Например, за время поставок в Украину данных комплексов, было передано 2 батареи ЗРК Crotale и одну батарею SAMP/T. При этом если об эффективности ЗРК Crotale очень хорошо известно, то о применении SAMP/T информации очень мало, что может говорить о проблематики поставки полной комплектации, либо сложности интеграции системы в чужеродную ПВО.
Кроме того, имеются существенные сомнения в том, что Франция будет передавать Армении оружие в виде исключительной благотворительности. А именно так, можно сказать, Армения не просто годами, десятилетиями, формировала свой милитарный потенциал, закупая оружие у России за российские же кредиты, которые через какое-то время попросту списывались.
Такая система вряд ли будет действовать в рамках ВТС Франции и Армении, если только не в формате скидок или формирования фондов, которые всё равно должны будут оплачивать большую часть стоимости поставляемых вооружений.
И я даже не удивлюсь, что на данном этапе все военно-техническое сотрудничество ограничится поставкой ЗРК Mistral. Перспектива же неких более глобальных и масштабных контрактов по поставку новой, современной техники, скорее туманна, нежели радужная.
К тому же, не совсем понятно какова будет судьба дальнейшего ВТС Армении и Индии, которое так же назревало в вопросах ПВО, а именно, заинтересованностью Еревана в ЗРК Akash и MPCAM.
Очевидно, что Армения пытается демонстративно дистанцироваться от России не только в вопросах политических, но и военно-технических. Но вот в том-то и дело, что зависимость Еревана в этих вопросах от Москвы настолько велика, что компенсировать этот разрыв в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе никто не сможет и Франция не станет тем спасательным кругом, который спасёт утопающую обороноспособность Армении, растраченную в Карабахе.
С другой стороны, это сотрудничество может вызвать ряд политических вопросов к Парижу и Еревану, а именно: Неужели Армении грозит и если да, то кого, настолько серьёзная опасность, что вооружение, которое могло бы пригодиться Украине, обещают Еревану?
Ответ на этот вопрос может носить и скорее всего, а в большинстве случаев и будет носить, исключительно манипулятивный характер, для оправдания Ереваном своих запросов и метания промеж потенциальными поставщиками.