«Бастард Тарковского»

«Бастард Тарковского»

Молоденькая норвежка была чудо как хороша. Он поднимался следом за ней по лестнице к своему номеру в отеле, и думал только о Берит. Тяжелые съемки фильма, сгоревший дорогостоящий дом-декорация, семейные дрязги с Ларой — все вдруг забылось, отступило на второй план. Теперь его интересовала лишь очаровательная норвежская девушка, поднимающаяся по лестнице к номеру.

Андрей Арсеньевич и подумать не мог, что у этого «мимолетного романа» будут отнюдь не мимолетные последствия…

О смертельном диагнозе — рак легких — Тарковский узнал 13 декабря 1985 года в самый разгар монтажа только что снятого фильма «Жертвоприношение». Режиссер был шокирован, раздавлен, но все-таки решил во что бы то ни стало завершить свою последнюю картину.

«Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», — сказал Андрей Арсеньевич западным журналистам о своей новой ленте.

Помимо прочего, Тарковский имел в виду и то, что ему нужно перед смертью заработать денег для жены Ларисы Кизиловой и младшего сына Андрея.

Съемки «Жертвоприношения» тяжело дались Тарковскому: тогда болезнь уже давала о себе знать, но диагноза режиссер еще не знал.

Фильм снимали в Швеции на живописном острове Готланд в Балтийском море. Это была закрытая зона, заповедник пернатых, на территории которого, к тому же, находился секретный объект шведской армии.

Интернациональная съемочная группа Тарковского, в которую, помимо прочих, входили звезды кино Эрланд Юзефсон, Аллан Эдвалль и Валери Мересс, некоторое время жила непосредственно на острове, в городе Висбю. Вместе с Андреем Арсеньевичем была его супруга Лариса Кизилова, как обычно, выполнявшая обязанности ассистентки режиссера.

Чтобы отдохнуть от съемок, Тарковский ездил в Стокгольм, где проживал в одном из отелей в центре города. Жену с собой режиссер не брал.

Любивший эстетику северных европейских городов, Тарковский бродил по улочкам Стокгольма. Заходил в кафе, рестораны. Известный ловелас, Андрей Арсеньевич не отказывал себе и в посещении «джентльмен-клубов», где девушки танцевали для мужчин за деньги.

Одной из танцовщиц была 22-летняя норвежка Берит Хеммингхютт, приехавшая из родного Осло в Стокгольм. К сожалению, фотографии Берит в сети отсутствуют, однако, Лейла Александер-Гаррет, любовница и личная переводчица Тарковского во время работы над «Жертвоприношением», утверждала, что девушка была типичной норвежкой — белокурая красавица с отличной фигурой.

Берит была похожа на шведскую актрису Биби Андрессон, которую Тарковский хотел снимать в «Солярисе» в роли Хари, но в результате не договорился с ней и взял Наталью Бондарчук.

Берит приглянулась Тарковскому, он проводил ее домой, на следующий день пригласил в кино. Девушка знала, что Андрей Арсеньевич — знаменитый режиссер, и с удовольствием шла на контакт. Когда Тарковский предложил Берит зайти к нему в гости «на чай», девушка с удовольствием согласилась.

Из Стокгольма, и в целом, из Швеции, Тарковский уезжал, не зная, что Хеммингхютт забеременела.

4 сентября 1986 года Берит родила в Осло сына, которого назвала Александр, а фамилию ему дала двойную — Тарковский-Хемингхютт. Через переводчицу Лейлу Александер-Гаррет, Берит удалось сообщить знаменитому режиссеру, что в Осло у него родился сын.

Тарковский, который в ту пору мучительно боролся с раком в Париже и уже практически не вставал с постели, не имел возможности ни поехать в Осло, ни помочь мальчику материально. Дело в том, что всеми финансами заправляла Лариса Кизилова-Тарковская, супруга режиссера, и семья очень боялась, что Ларисе Павловне до смерти Андрея Арсеньевича станет известно об очередной измене мужа.

29 декабря 1986 года, через три месяца после рождения у него сына, Андрей Тарковский скончался на 55-ом году жизни.

Тут же Ларисе Павловне стало известно: у Тарковского есть еще один сын! Два других: Андрей (сын Кизиловой) и Арсений (сын Ирмы Рауш, первой супруги режиссера).

Друг Тарковского, режиссер и сценарист Александр Витальевич Гордон, находившийся рядом с Андреем Арсеньевичем в момент его смерти, вспоминал:

«Я сидел один в комнате, где стоит постель Андрея, и просматривал томик Бердяева, который он читал совсем недавно. Все остальные были в другой части квартиры. Высокий сильный выкрик женского голоса привлек мое внимание:

— Поздравляю! У Андрея родился сын! Пусть все знают. Пусть!».

Кричала супруга Тарковского, и понять Ларису Павловну можно — эта женщина посвятила режиссеру жизнь, жречески служила ему, считала гением. Сдувала с Андрея Арсеньевича пылинки, готовила ему пирожки и борщи, прощала многочисленные измены. Однажды Кизилова даже дала деньги на аборт 18-летней студентке, у которой с Тарковским случился «роман на пять минут».

Лариса Павловна прощала мужу все прижизненные обиды, но посмертную, словно бы нанесенную из гроба, простить не смогла.

Лейла Александер-Гаррет вспоминала:

«После похорон Лариса выпытала у Яблонского телефон Берит и стала регулярно звонить ей с угрозами и нецензурной бранью. К счастью, на Западе можно изменить или засекретить свой номер».

Берит Хемингхютт была напугана нападками Кизиловой-Тарковской. Женщина прекратила все попытки отстоять имя своего сына, не претендовала на наследство и согласилась с тем, что ее Александр — это «бастард Тарковского» — так мальчика называли некоторые коллеги режиссера.

Избавившись таким образом от «маленького секрета» своего мужа, Лариса Павловна успокоилась и посвятила свою дальнейшую жизнь творческому наследию великого мужа.

Но что же «бастард Тарковского»? Как сложилась его судьба?

Александр воспитывался матерью, которая вскоре после романа с Тарковским вышла замуж за норвежца. В детском возрасте мальчика отдали в спорт, в фехтование. Александр добился некоторых результатов, в частности, стал членом молодежной сборной Норвегии. Однако во взрослую сборную Тарковский-Хемингхютт так и не вошел, после чего оставил спорт.

Учился Александр в Дании, в престижной бизнес-школе. Копенгаген очень приглянулся молодому человеку и после завершения образования он остался в этом городе.

В настоящее время младшему сыну Тарковского 38 лет. Александр владеет фирмой по ремонту и перепланировке квартир.

У Александра есть супруга Амалия, сын Вильгельм.

Тарковский-Хемингхютт не имеет никакого отношения к кинематографу, и, в целом, к искусству. Мужчина ведет обычный для рядового датчанина образ жизни, о том, что Александр является сыном знаменитого режиссера, никто в Дании не знает.

С разбросанными по всему миру родственниками Александр, судя по всему, не контактирует.

Мать Александра, Берит Хеммингхютт, живет в Норвегии, в Осло, вместе с мужем и дочерью.