"Благая весть" - Александр Коваленко

"Благая весть" - Александр Коваленко

Накануне по российским площадкам пронеслась новость о том, что на воду был спущен первый из двух строящихся больших десантных кораблей (БДК) проекта 11711 с «улучшенными» характеристиками «Владимир Андреев». 

Согласно открытым источникам, новый БДК обладает водоизмещением 8 000 тонн и это изрядно диссонирует. Но, почему, узнаете несколько позже. А пока, небольшая прелюдия.

 У россии вообще огромные проблемы со строительством больших десантных кораблей. Из проектов, которые были разработаны, а точнее слизаны с советских заделов, только проект 11711, ужасающий количеством дефектов и недоработок, делающих его самым дефективным БДК в мире. 

Одно время я уделял пристальное внимание развитию российского проекта больших десантных кораблей 11711, головным из которых был «Иван Грен», водоизмещением 6 600 тонн. Повторюсь, 6 600 тонн! Но, продолжим. Внимание это было обусловлено тем, что, во-первых, российский флот испытывал острую нехватку БДК, а во вторых, тем, что проект 11711 был самой настоящей технической и проектной катастрофой. 

Когда Россия официально приняла участие в гражданской войне в Сирии в 2015 году, Черноморский флот РФ не мог в полной мере обеспечить «Сирийский экспресс» своими БДК для обеспечения группировки российских войск в САР техникой, оружием и боеприпасами. Для этих целей даже применялись б/у сухогрузы и овощевозы, выкупаемые у других стран. В свою очередь, одна из надежд российских БДК нового поколения, корабль проекта 11711 «Иван Грен» по-прежнему не был готов к плаванью, будучи на тот момент в состоянии строительства 11-й год подряд. 

Заложенный в 2004 году, неоднократно переделываемый и исправляемый, БДК «Иван Грен» в ходе своих испытаний продемонстрировал ужасающую остойчивость и порадовал более чем 40 конструкторскими дефектами. 

Корабль спешно дорабатывали и сдали в строй ВМФ РФ таким, каким он уже был, а был он самой настоящей большой десантной катастрофой. 

Второй корабль из этой серии, «Петр Моргунов», казалось бы, должен был воплотить в себе исправления ошибок, допущенных при строительстве головного корабля, но оказалось, что эти исправления, лишь добавили головной боли. 

Дорабатывая проект, опять-таки, на ходу, «Петр Моргунов» заложили на заводе «Янтарь» в июне 2015 года, спустили на воду 25 мая 2018 года, а затем начались бесконечные переносы начала и завершения заводских ходовых испытаний… Сначала их старт планировали на апрель 2019, затем перенесли на июнь 2019, позже на август 2019, сентябрь 2019, и в итоге на ЗХИ корабль вышел только в декабре 2019-го! 

Это ярко продемонстрировало то, насколько второй корабль в серии 11711 оказалась проблемным, не смотря даже на багаж опыта и работу над ошибками, которую, по идее, должны были проделать с учётом дефективности головного БДК «Иван Грен». 

В свою очередь, в апреле 2019 года, в то время когда «Петр Моргунов» еще даже не вышел на ЗХИ, на «Янтаре» заложили два БДК проекта 11711, «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». 

После почти трёх лет тишины об этом проекте, выяснилось, что строительство кораблей корректируется с учётом изменений в техническом проекте и сроки спуска на воду и передачи флоту будут другие. Насколько другие, на тот момент, даже приблизительно ответить на этот вопрос не могли даже те, кто строил эти корабли – на верфи «Янтарь». То есть, возвращаемся к самому началу – проектные характеристики менялись в режиме реального времени! 

То есть, проект 11711 продолжает видоизменяться, а российские кораблестроители, выпускают каждый новый БДК данной серии не похожий на предыдущий, за исключением одной общей черты – большого количества проектных и конструкторских ошибок. 

Корабли «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» согласно предварительным планам должны были быть переданы флоту в 2023 и 2024 годах соответственно. Но, как мы видим, российская пропаганда сходит на «нет» от спуска на воду «Владимира Андреева» только в 2025 году! Повторюсь – спуск на воду, не ввод в эксплуатацию, приём в состав флота или хотя бы отправка на ЗХИ. Это был именно спуск на воду, с, на сегодняшний день, туманным окончательным результатом. 

При этом уроборос российского кораблестроения никуда не исчез, с учётом переносов сроков и того, что водоизмещение корабля от изначального проекта выросло почти на 1 500 тонн, причем менялось оно в ходе строительства, что уже может говорить о неотвратимых дефектах и явных будущих проблемах с остойчивостью и не только. 

Как думаете, «Владимир Андреев» станет лучше дефективного «Иван Грен»? Я более чем уверен, что – нет. Особенно сейчас, когда деградация российского кораблестроения буквально фонтанирует от года к году кривизной реализуемых проектов.