Из 60 тысяч запорожских школьников 25 тысяч учатся в подземельях — в убежищах, превращённых в школы. Об этом пишут The Times/Sunday Times и. The Telegraph.co.uk
Таких подземных школ в Украине уже 96, из них 25 — в Запорожье, городе всего в 17 километрах от фронта.
Учительница Наталия Гутарук встречает детей после бессонных ночей под звуки обстрелов. «Если они нашли силы прийти, мы должны помочь им хотя бы на время забыть, что наверху война», — говорит она.
Напротив входа в школу - руины частной клиники, которая была разбомблена в декабре 2024 года. Только за последние две недели днем были нанесены удары по городскому роддому, в результате чего шесть пациенток получили ранения, а также по приюту для животных, в результате чего погибли десять собак. Еще один удар убил двух 18-летних подростков, мальчика и девочку из техникума.
По словам Людмилы Бухариной, заместителя главы администрации Запорожской области, за последний месяц количество обстрелов в городе удвоилось. Иногда воздушная тревога длится 23 часа.
Но под землёй кипит жизнь: уроки, смех, надежда. «Когда мы здесь, мы забываем, что идёт война», — признаётся 13‑летняя Мила.
«Подземные школы стали нашим уникальным решением», — говорит Бухарина. «Мы поняли, что люди покидают Запорожье, потому что не могут работать, так как должны оставаться с детьми. Мы также поняли, что потеряем это поколение, поскольку они уже два года учились онлайн из-за Covid, а теперь еще и почти четыре года из-за войны, поэтому для экономической и социальной жизни нашего региона и благополучия наших детей мы поняли, что нам нужно очное образование».
Местная администрация строит еще и подземный детский сад и детскую больницу.
А Украина прямо сейчас оборудует ещё 150 подземных школ — чтобы не потерять поколение детей, выросших между сиренами и бетонными стенами. Для них надежда и образование стали формой сопротивления агрессору.
А сами дети украинских подземелий никогда не забудут, кто заставил их учиться под вой сирен в глубоких, сырых подвалах — прячась от ракет и смерти. Их детство украдено, но не сломлено: эти мальчики и девочки, с тетрадями в руках и надеждой в глазах все равно однажды выйдут к свету. Выйдут живыми и свободными. Собственно, за них и идет война.



















