В прошлом месяце на всеобщих выборах в Черногории произошло беспрецедентное и для многих неожиданное событие, которое может стать крайне значимым для политического ландшафта Западных Балкан. Впервые за 30 лет Демократическая партия социалистов (ДПС) не получила большинства в правительстве. Под руководством президента страны Мило Джукановича партия занимала основное место на политической сцене Черногории со времени проведения первых многопартийных выборов 1990 года. Вместо этого три обширные коалиции, представляющие разные политические взгляды, набрали 41 место в парламенте, что является абсолютным минимумом для формирования большинства в правительстве. Они уже подписали соглашение о сотрудничестве в рамках новой коалиции, которая будет состоять не менее чем из 20 партий. Основной концепцией трех лидирующих политических блоков является «Уход от старого и приход к новому», однако более тщательное изучение партий и их лидеров демонстрирует сложную картину, которая может привести к дестабилизации Черногории и всего региона.
Крупнейшим из трех блоков является «За будущее Черногории» – широкая коалиция этнонационалистических духовных консервативных популистских партий, выступающих за поддержку Сербии и России и против НАТО и евроинтеграции. Большинство их лидеров возглавляли кампанию по сохранению Государственного союза с Сербией во время референдума о независимости в 2006 году. 27 членов парламента представлены в основном Демократическим Фронтом (ДФ) – коалицией из двух лидеров, Милана Кнежевича и Андрия Мандика, каждый из которых получил пять лет тюрьмы за организацию преступной группы, которая при поддержке России совершила попытку захвата власти перед парламентскими выборами в октябре 2016 года. Сербская православная церковь и проправительственные СМИ Сербии открыто поддерживают предвыборную кампанию ДФ. Подобная поддержка сопровождалась многочисленными кибератаками интернет-ботов и троллей из Сербии в различных социальных сетях.
Второй крупнейший блок нового большинства концентрируется вокруг относительного новой популистской партии «Демократы Черногории» (ДЧ), лидером которой является Алекса Бечич. Многие представляют данный блок как гражданскую оппозицию, однако его лидер – бывший молодежный лидер Социалистической народной партии Черногории (СНПЧ), которая выступала за объединение с Сербией и являлась лояльным союзником Слободана Милошевича до его отставки в 2000 году. Несмотря на попытки ДЧ создать образ гражданской и проевропейской партии, последние 4 года избранные члены парламента отказывались от своих мест в знак демонстративного неповиновения соответствующим просьбам ЕС. В будущем это позволило им не участвовать в процессе вступления Черногории в НАТО в 2017 году. Это также позволило им открыто выступать совместно с Сербской православной церковью во время антиправительственных протестов.
Еще одна партия данного блока – ДЕМОС. Ее руководство возникло из партий правого толка, объединившись в крупнейший блок. ДЕМОС – это радикальная консервативная партия под руководством Миодрага Лекича, который был послом Югославии в Италии во время президентства Милошевича, а также лидером ДФ и кандидатом в президенты от этой партии на выборах 2012 года. Он - один из главных критиков решения правительства поддержать санкции ЕС против России.
Третьей коалицией и ключевым элементом будущего правящего большинства в парламенте является Объединенная реформаторская акция (УРА). Это гражданская зеленая проевропейская партия. Она получила лишь 4 места в парламенте, набрав 5,2% голосов. Оптимистичные обозреватели ожидают, что данная партия будет держать под контролем остальных, в чем многие не без оснований сомневаются.
Формально лидеры трех партий, возглавляющие каждый блок, договорились о минимальном списке принципов, которые лягут в основу правящей коалиции. Они официально пообещали не отказываться от признания Косово и не выходить из НАТО. Они также договорились сформировать технократическое правительство, которое продолжит процесс вступления в Евросоюз.
Однако есть сомнения, что подобный разнородный союз коалиций с конфликтующими идеологическими взглядами будет придерживаться данных обещаний, которые во многом противоречат идеям и прошлому двух крупнейших блоков. Выполнение обещаний об участии в НАТО и признании Косово не являются основным вопросом – возможно, коалиции не станут торопиться и будут соблюдать их. Вместо этого они могут на ежедневной основе проводить дискуссии для более настойчивого продвижения просербских и пророссийских взглядов и антинатовской и антизападной политики.
В этой связи необходимо учитывать несколько возможных рисков.
Во-первых, необходимо внимательно следить за проведением встреч и контролем вопросов безопасности. Если ДФ получит контроль над сферой безопасности, новое правительство может склониться к более тесным связям со службами безопасности Сербии и России. В данном случае правительство может спровоцировать конфликты с НАТО по исполнению обязательств.
Во-вторых, учитывая, что крупнейшие партии открыто поддерживают Сербию и Россию, вполне возможно, что новое правительство не станет соблюдать международные обязательства Черногории. При прошлом правительстве внешнеполитический курс Черногории на 100% совпадал с курсом ЕС. Для сравнения, курс Сербии совпадает с ЕС лишь на 48%. Учитывая прошлое ДФ и союзных им партий, которые выступают за поддержку Сербии, маловероятно, что Черногория не изменит свой внешнеполитический курс. Это может повлиять на продление санкций против России за события в Крыму или поддержку политики ЕС по Украине и Косово и на другие региональные проблемы. Обещание блоков не отказываться от признания Косово может сойти на нет, если новое правительство откажется от поддержки Косово при его вступлении в различные региональные и международные организации.
В-третьих, новое правительство обещало восстановить Закон о свободе вероисповедания, который потребует официальной регистрации Сербской православной церкви. Сербская православная церковь – единственная религиозная организация, незарегистрированная в Черногории. Она работает в условиях правового вакуума, преследуя как политические, так и экономические интересы: ей принадлежат огромные территории земли и недвижимость, под ее управлением находятся отели, рестораны и туристические агентства, при этом у церкви нет официального статуса. Вполне вероятно, что подобная серая правовая зона продолжит существовать под защитой нового правительства. Помимо этого, новое правительство также может восстановить Закон о гражданстве. В случае его восстановления на условиях ДФ, новый закон позволит значительному количеству сербских граждан получить второе гражданство в Черногории. Это может значительно повлиять на национальный и избирательный состав населения страны.
Маловероятно, что УРА и их небольшой блок неопытных партий смогут эффективно контролировать два других блока. Неясно, смогут ли они вообще следить и контролировать действия других партнеров по коалиции. Вероятно, что в итоге они покинут коалицию, что ослабит партию и ее союзников на следующих выборах. Вполне возможно, что на следующих выборах жители Черногории поддержат более крупные блоки, которые смогут использовать новые рычаги власти, будут получать поддержку от Белграда и мобилизуют возможности Сербской православной церкви, что создаст еще больше сомнений в западном пути Черногории.