"Чему пойти учиться?" - Кирилл Сазонов

"Чему пойти учиться?" - Кирилл Сазонов

Фраза «Новые формы школьной проформы» не совсем верно характеризует процессы в украинском образовании, но очень уж хороша для первого абзаца. Итак, наши дети сегодня пошли в школу. Кто-то в первый класс, кто-то старше, но так или иначе, у всех родителей актуальный вопрос один. Не про питание в школе, форму или учебники. Это все мелочи и детали. Главный вопрос – что потом?

Кем выйдет из школы ребенок? Кому он будет нужен? Насколько ему будут нужны полученные знания? Ответов нам предлагают миллион, но все они – чистой воды домыслы. Потому что учителя, чиновники от образования, да и мы сами точно не знаем, как будет выглядеть мир и рынок труда через десять или двенадцать лет. Потому все наши реформы, красивые планы и хорошие поступки, это просто декларация о намерении угадать со ставкой. От школы, ВУЗа и государства зависит, как и раньше, многое. Но реальность нашего времени – ключевую роль в будущем ребенка сыграют родители и их решение. А мы рассмотрим ситуацию в двух аспектах. Поговорим о хорошем и о грустном. Хотя, термин «грустное» я рекомендую просто в голове заменить на слово «трудное». Это позволит мыслить продуктивнее.

О хорошем

Давайте потратим чуть меньше пяти минут, и я коротко расскажу про проект школьной реформы, за который депутаты будут голосовать уже в сентябре. Там много интересного, полезного и даже революционного, ну а про проколы обязательно вспомним ниже. Итак, альфа нового законопроекта – нормальное финансирование школ. Да, мы привыкли скидываться на учебники, тетради, телевизор, ноутбук и прочие традиционные шторы. Но государственные школы без вменяемого государственного финансирования все равно выглядят жалко. Просто потому что «дешевая рыбка – жидкая юшка», а нищий учитель – плохой учитель.

Так вот, Миносвити будет добиваться, чтобы на образование ежегодно из госбюджета выделять 7% ВВП. Это позволит увеличить зарплату учителей, которые, по мнению авторов законопроекта, должны получать минимум 4 прожиточных минимума. Минфин, естественно, категорически против. Но под министром финансов кресло уже шатается достаточно сильно, так что на глухую оборону там рассчитывать не стоит. Пусть не 7%, но какое-то реальное повышение финансирования школ Гриневич выбьет, тут я уверен. Другое дело – что дальше? Министр обещает, что форма обучения в школе тоже изменится. Детей будут не просто пичкать набором знаний, но и учить их применять на практике и работать в группах.

По срокам – они по большому счету сохранятся, но изменятся отрезки и контрольные точки. Учиться школьники будут 12 лет, при этом для того, чтобы получить степень бакалавра в вузе, достаточно будет 3 лет, а не 4 — как сейчас. Так что после введения реформы детям придется учиться дольше всего на год. Или столько же –т в зависимости от специфики за исключением врачей. Это общая тенденция, потому что 11-летние школы на европейском континенте сохранились только в России, Беларуси и Украине.

В законопроекте есть много нововведений, которые напрямую не касаются наших детей, но очень меняют общую картину. Так законопроект разрушит монополию институтов последипломного образования. Учитель сам будет выбирать где и как он собирается повышать квалификацию, а затем ему будет предложена добровольная сертификация. После ее успешной сдачи учитель получит повышение зарплаты на 20%. На сайте каждого учебного заведения администрация будет обязана указывать сколько и из каких источников пришли деньги и сколько и на что было потрачено. Ну, «на шторы» все же помнят, правда? Теперь увидим, где и за сколько эти шторы купили.

Дефицит мест в школах (и садиках тоже) будут медленно ломать с помощью законов по градостроительству. Теперь застройщикам будет сложнее увиливать от требования строить не только дома, но и школы с садиками. Но это касается больше будущих родителей, которым только предстоит жить в «эту пору прекрасную». Нам упростят жизнь за счет стимулирования создания частных школ. Вводится формула «деньги ходят за ребенком». Если ребенок учится в частной школе, которая работает по принципу бесприбыльности и устанавливает реальную экономически-обоснованную цену – за каждого ребенка эта школа получит деньги из бюджета. Предполагается, что такая мера позволит снизить стоимость обучения в частных школах. О хорошем все.

О грустном

 В первую очередь, следует смириться с тем, что весь этот замечательный законопроект от Минобразования примут в урезанном виде. Что и где урежут – никто не знает. Конечно, многих депутатов вводит в заблуждение внешняя мягкость министра Лилии Гриневич и отраслевая мафия предвкушает серьезные уступки. Да, министр не повышает голос, всем улыбается и не любит ломать через колено. Но тем не менее мягкость Гриневич, это мягкость газеты, в которую завернули кусок стальной трубы. Выглядит безобидно, но сотрясение гарантировано с первого удара. Она выбьет из лоббистов старой системы максимум, и заставит депутатов проголосовать за большую часть пунктов реформ. Не без жертв, но я уверен в общем результате. Вот только – результат обречен на отставание.

Максимум, чего может добиться прогрессивный министр со своей командой, это сделать из украинской, еще немного советской школы – школу современной Европы. Смотри выше – с потерями в борьбе со старой гвардией Табачника, неизбежными уступками в Раде и прочими компромиссами между желаемым и возможным по причине бюджетных ограничений причинам. И все равно наша цель – современная школа европейского уровня. Проблема в том, что процессы в мировой экономике и образовании развиваются сейчас слишком стремительно. Это не восемнадцатый век, когда умение читать и считать делало тебя востребованным специалистом до смерти и ты мог передать умение детям. Мир меняется. Очень быстро. И набор навыков устаревает быстрее, чем ты заламинируешь диплом агронома.

На что делать упор ребенку – решают родители. И это, пожалуй, самое важное решение. Например, сейчас неплохо зарабатывают айтишники. Люди, которые отучились десять лет в школе, пять лет в институте и пару лет проработали по специальности. Кто из родителей 17 лет назад мог уверенно сказать своему первоклашке – учи математику и английский, остальное не важно, будешь потом хорошо зарабатывать? В 2000 году совсем другие тренды были. Кто знал, что знание китайского языка автоматически гарантирует зарплату более 3 тысяч евро, а английский станет массовым? А что будет нужно в 2034 при нынешней скорости развития технологий? И тут я конечно должен дать мудрый совет.

Увы, прогноз на 17 лет вперед вам никто не даст. Какие предметы приоритетны, какие качества ребенка стоит развивать – придется угадывать самостоятельно. Безусловно, иностранные языки всегда будут полезной опцией. Если айти останется в тренде и у ребенка есть склонность – тогда математика. Если роботы через 20 лет вытеснят нас из основных сфер производства – на вес золота будут творческие люди, которые смогут генерировать уникальный продукт, который не по силам искусственному интеллекту. Музыку, тексты, картины. Я бы все-таки советовал не пренебрегать математикой. Но это все советы на уровне эксперта у лотерейного киоска. Слишком много времени впереди. Слишком быстро меняется мир. Пожалуй, единственный важный навык, который может дать школа, это умение учиться. И быстро меняться. Не убить в ребенке желание развиваться и узнавать новое – как ни банально это звучит, но лучшего рецепта никто не даст…

Кирилл Сазонов  zabeba.li