«Черная метка» Анны Варпаховской

«Черная метка» Анны Варпаховской

В фильмографии этой актрисы – всего около 20 ролей, и практически все они эпизодические. Больше всего Анна Варпаховская запомнилась зрителям в образе Лизы из фильма «Суета сует». Наверняка ее кинокарьера могла бы сложиться более успешно, но половину жизни ей пришлось провести с клеймом «дочери изменника родины». Она родилась на Колыме, в семье двух заключенных, но, возможно, именно эти обстоятельства закалили ее характер и позволили в результате пройти путь от Магадана до Монреаля и добиться того, что еще никому не удавалось…

Отцом Анны был театральный режиссер Леонид Варпаховский. В первый раз его арестовали в 1936 г. – за то, что присутствовал при разговорах родственников, один из которых оказался троцкистом. Тогда его обвинили в «содействии троцкизму» и выслали в Казахстан. В Алма-Ате он устроился в театр русской драмы им. М. Лермонтова и поставил несколько спектаклей. Спустя 2 года – повторный арест, «за контрреволюционную агитацию». Варпаховский отказался признать вину и был приговорен к 10 годам лагерей. В 1938 г. арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Японии, а затем расстреляли первую жену режиссера Аду Меликовскую. В 1947 г. из-за доноса певца Вадима Козина (в одном из концертов режиссер использовал музыку «Реквиема» Моцарта – «этот старый религиозный хлам») Варпаховского судил военный трибунал, но, как ни удивительно, на этот раз его оправдали. Правда, освобождать не спешили, и еще год режиссер провел в одиночной камере. Всего он провел в лагерях 18 лет.

Мать Анны, оперная певица Ида Зискина, попала на Колыму из-за своего первого мужа – инженера Давида Зискина, работавшего на строительстве Китайской восточной железной дороги. Он был арестован по обвинению в связи с фашистами города Харбин и расстрелян, а его жену разлучили с годовалым сыном и отправили на Колыму как члена семьи изменника родины. Увидеться с сыном Гришей она смогла только через 15 лет.

На Колыме и продолжилась режиссерская карьера Леонида Варпаховского. В 1943 г. в городе Магадан была организована культбригада заключенных, руководителем которой назначили Варпаховского. Туда же, в женский отдельный лагерный пункт, перевели в качестве певицы Иду Зискину. Когда в Магадане создали театр для заключенных, Ида предложила поставить оперу «Травиата». Поначалу эта идея показалась Варпаховскому абсолютно неосуществимой, но вместе они смогли это сделать. Их творческий тандем стал крепким семейным союзом. В 1945 г. у певицы закончился срок заключения, но она решила остаться в Магадане рядом с мужем.

В 1949 г. у них родилась дочь Анна. Позже она рассказывала: «Мама отсидела свои десять лет полностью. И потом еще ждала папу. Как ее ни уговаривали бросить этого заключенного, она осталась ждать. Когда отец сидел в одиночной камере, даже в метель, которая там просто сбивает с ног, мама носила ему передачи. Добивалась разрешения и шла. Если ветер не давал идти, ставила корзину и ползла. Переставляла дальше – и ползла. А если не разрешали свидание, все равно приходила и ждала, обрастая снегом: «Не уйду, пока не дадите с ним увидеться!» Их даже называли «колымские Ромео и Джульетта».

Даже после освобождения Леонида Варпаховского семья опасалась уехать с Колымы – все, кто оттуда возвращался, рисковали снова там оказаться по новому обвинению. Только после смерти Сталина они смогли переехать сначала в Тбилиси, затем в Киев, а потом, после реабилитации Варпаховского в 1957 г., – в Москву. С детства Анна была влюблена в театр – с ним была связана вся жизнь ее родителей. В 1971 г. она окончила Щукинское училище и была принята в труппу Московского драмтеатра им. К. Станиславского, на сцене которого выступала до 1994 г.

Через 3 года после окончания учебы, в 25 лет Анна Варпаховская дебютировала в кино – она сыграла Зою Ладникову в первой серии «Хождения по мукам». После этого был эпизод в легендарном «Экипаже», а затем – роль любовницы Борюсика Лизы в комедии «Суета сует», который принес 30-летней актрисе первую популярность.

Режиссером «Суеты сует» была Алла Сурикова. Именно ее Варпаховская считала тем человеком, который открыл ей путь в кино. Она рассказывала: «Алла Ильинична перепробовала на эту роль множество актрис, но ни одна ее не устраивала. И тогда ей кто-то посоветовал: «Возьми неизвестную артистку». Ей понравилось мое фото в актерском отделе, и меня пригласили на пробы. Поначалу я, конечно, жутко боялась, но когда увидела доброжелательные лица вокруг, волнение исчезло, я начала импровизировать. Все просто умирали от смеха, когда смотрели пробы. А я вовсю хулиганила, потому что в меня поверили».

Вместе с ее партнером Фрунзиком Мкртчяном они стали одной из лучших комедийных пар конца 1970-х гг. В первый же съемочный день Фрунзик решил пошутить над неопытной актрисой – он требовал повторять их с Анной сцену поцелуя дубль за дублем, сетуя на то, что молоденькая партнерша не умеет целоваться. Позже он признался, что ему просто очень понравилась его партнерша. К моменту выхода фильма на экраны Анна с мужем ждала ребенка, и когда у нее родился сын, весь персонал роддома приходил посмотреть, не похож ли ее сын на Мкртчяна – все были уверены в том, что их связывали романтические отношения и за кадром. Ко всеобщему разочарованию, сын Леня родился рыжим и курносым и совсем не напоминал армянина Фрунзика.

За эту роль Анна Варпаховская получила награду на съезде молодых кинематографистов, а Алле Суриковой «Суета сует» принесла приз Московского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Казалось бы, после такого успеха молодую актрису ожидала блестящая кинокарьера. Но этого не случилось – ей по-прежнему предлагали лишь эпизоды.

Только спустя годы Анна Варпаховская узнала о том, почему не получала ролей в кино: «Мне кажется, что киноролями я обделена. Названий много, но такой работы, как в «Суете сует», больше не было… Недавно узнала, что на «Мосфильме» был негласный запрет снимать Варпаховскую. И хотя реабилитация была, обвинения сняли, «черная метка» все равно существовала. Этот «привет из Магадана» присутствовал и в папиной биографии, и, как потом оказалось, в биографии его детей. Поэтому не сложилось. Я ушла в семью, в детей, в театр. А сейчас уже поздно для кино. Москва меня забыла, там я «немедийное лицо». Впрочем, некоторые критики не разделяют мнения актрисы о том, что ее кинокарьере помешал статус «дочери изменника родины» – у многих отечественных актеров, родители которых были репрессированы, карьера сложилась успешно.

На протяжении 23 лет актриса выступала на сцене театра им. К. Станиславского, но в 1990-х гг. для кино и театра наступили тяжелые времена. Брат Анны, режиссер Григорий Зискин, эмигрировал в Канаду и предложил родственникам переехать к нему в Монреаль. Анна была готова распрощаться с актерской карьерой – без знания языка и в 46-летнем возрасте надеяться на ее продолжение за рубежом было бессмысленно. Но брат занялся постановкой спектаклей по произведениям А. Чехова на французском языке и предложил Анне участвовать в них. А потом они вместе создали Русский драматический театр им. Л. Варпаховского – единственный профессиональный русский театр на североамериканском континенте. Они ставили спектакли для русскоговорящих жителей Канады и США, задействовав актеров-эмигрантов и приглашенных российских артистов.

С тех пор Анна Варпаховская живет на две страны: ее муж и сын остались в Москве, а она с дочерью много времени проводит в Канаде. Все вместе собираются на семейные праздники и премьеры ее спектаклей. Главное, что актриса унаследовала от своих родителей, – это вера в то, что даже в самые тяжелые времена люди находят отдушину в искусстве. Анна говорит: «Когда в конце спектакля я вижу в зале счастливые лица, понимаю, для чего живу. Чтобы дарить радость и делать людей хоть на пару часов чуточку счастливее».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/101219/44886/