ЧЕРНЫЙ ПУЗЫРЬ КРЕМЛЯ

ЧЕРНЫЙ ПУЗЫРЬ КРЕМЛЯ

Обнаружен параллельный теневой военный бюджет России. Он больше ВВП Катара или Греции

Военные расходы России, которые после вторжения в Украину официально выросли в 4 раза и достигли рекордного со времен СССР уровня, на самом деле существенно выше официально известных цифр, утверждает Крейг Кеннеди, инвестбанкир, в прошлом занимавший пост вице-президента Bank of America Merrill Lynch.

По оценке Кеннеди, в добавок к 22 трлн рублей, которые на статью «национальная оборона» выделил федеральный бюджет, еще около 25 трлн рублей ($249 млрд) на военные нужды ушло через российские банки, которые, по указанию из Кремля активно кредитовали предприятия российского ВПК, переведенные в 3-сменный режим для сборки танков, снарядов ракет.

Кеннеди обращает внимание на то, что с середины 2022 года объемы корпоративного кредитования в России взлетели на беспрецедентные 71%, или около $450 млрд в денежном выражении. От 50% до 60% этих займов досталось связанным с обороной отраслям, утверждает эксперт со ссылкой на отраслевую статистику Центробанка.

«Это кредиты, которые государство заставило банки выделить в основном некредитоспособным предприятиям ОПК на льготных условиях. В результате внебюджетное финансирование (войны) практически сравнялось с потоками, которые шли через федеральный бюджет», — пишет Кеннеди. Размер «тайного» военного бюджета Кремля, как следует из оценок эксперта, составляет в среднем около $83 млрд в год, или около $228 млн в день, а суммарно за три года войны практически сравнялся с незамороженной частью резервов ЦБ РФ (чуть больше $300 млрд) и превысил годовой ВВП таких стран, как Греция ($238 млрд), Катар ($235 млрд).

Кеннеди отмечает, что путинская Россия, как ранее и СССР, скрывает реальное положение дел с финансированием ВПК, чтобы лучше выглядеть на переговорах. Но чем дольше Кремль откладывает перемирие в Украине, тем вероятнее наступление кредитного кризиса в стране. Единственный выход из ситуации - добиваться отмены санкций на переговорах.

Найденный Кеннеди черный пузырь, грозящий разорвать в клочья военную экономику России, не был какой- то великой тайной Кремля. Поразительно, что для того, чтоб его увидеть, Западу понадобилось три года войны. Между тем, в России любой банкир средней руки рассказал бы Кеннеди за бокалом хорошего виски, что Путин ведет двойную бухгалтерию.

В неоимперии Путина все дуально. Есть мир видимый и мир ощутимый. В видимом мире страной управляют классические ветви власти: есть парламент, кабинет министров, министерства, есть институт региональных начальников, суды…

В ощутимом мире Россией правит путинский личный круг, состоящий из его самых близких людей и их клиентуры. Именно поэтому министры и вице- премьеры часами сидели в приемной бизнесмена Ротенберга в ожидании аудиенции, а не наоборот.

Точно такая же дуальность существует и в российских финансах. Бюджет - это видимые деньги. Но есть еще и значимые деньги. Часть из них нашел Кеннеди. Нашел примерно так, как астрономы обнаруживает знаменитые «черные дыры»: их невозможно увидеть ни в какой телескоп, но присутствие этих страшных звезд- зомби можно обнаружить по аномалиям вокруг них.

И не нужно быть новым Галилеем, чтоб заметить, что и финансовые резервы РФ точно так же дуальны. Часть их отражена в статистике, а другая находится в личном распоряжении Путина. К примеру, в кубышке компании «Сургутнефтегаз», которая лишь на прошлой неделе попала под американские санкции, годами накапливались огромные средства. Сейчас там более 65 миллиардов долларов. И конечно, отнюдь не глава компании Богданов ими распоряжается: взять оттуда без разрешения Путина хоть доллар значит выйти из доверенного круга и обречь себя на пожизненную игру в прятки от «петровых-бошировых».  

Но разумеется, таких кубышек у Путина больше одной. Те же российские банкиры говорят, что Москва с какой- то невыносимой легкостью закрывает глаза на невозврат платежей за нефть в два последних военных года от таких гигантов как Индия. Это не может быть случайностью. Да и не одна Индия зажала десятки миллиардов российских нефтедолларов. Есть еще огромная верхушка- разница между декларируемой ценой нефти urals (сразу после введения потолка в 60 долларов за баррель) и реальной. Это тоже десятки миллиардов долларов, которые Москва якобы «простила» многочисленным фирмам- покупателям. Конечно, нет. Все они занесли положенную «верхушку» туда, куда им было сказано. И лишь потом, словно экзотические гусеницы превратились в ночных бабочек так называемого теневого нефтяного флота России. Этот «теневой флот» обнаружил тем же «астрономическим» методом все тот же Крейг Кеннеди. На прошлой неделе его накрыло байденовскими прощальными санкциями. Возможно, Трамп и его аналитики доберутся и до теневого резервного фонда Кремля. Вот тогда у Путина действительно появится мотивация для переговоров  

—-«»—-

Несколько слов об авторе сенсационного расследования.

Кеннеди много лет работал инвестиционным банкиром в Morgan Stanley и Bank of America Merrill Lynch, где занимал должность вице-президента. Получил степень бакалавра по русистике и доктора по истории России и Ближнего Востока в Гарварде. В настоящее время проводит исследования по энергетической экономике России в Гарвардском центре Дэвиса и пишет историю российской нефтяной промышленности и ее влияния на гражданское общество.

Boris Fel